SiteHeart
г. Кодыма
Тел.:
+38(048) 672-66-07
+38 067 185-05-28
 
   
БЕЛЬГИЯ: БРЮГГЕ    

         БРЮГГЕ - СТОЛИЦА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Посещение Брюгге, с местным населением около ста двадцати жителей, столицы провинции Западная Фландрия - настоящий венец путешествия в Бельгию. Старый город, изрезанный узкими каналами, "Северная Венеция", величественный образец градостроительства эпохи позднего средневековья. Город Брюгге - один из самых красивых городов Европы, романтичный музей под открытым небом со старинными церквями, элегантными зданиями, знаменитыми каналами и портами. Не побывать в Брюгге - значит не увидеть самого интересного в Бельгии. Лучше всего бродить по городу пешком, именно так можно увидеть и рассмотреть хоть что-то из более чем двух тысяч достопримечательностей Брюгге. В четырнадцатом-шестнадцатых веках в Брюгге находился самый значительный деловой и культурный центр Европы. Каждый день до ста пятидесяти судов со всех стран света загружались и разгружались в порту. Здесь родился капитализм, рыночная экономика, биржа (от имени своего прародителя: Van den Beurs). Сюда герцоги бургундские перенесли свою столицу, здесь родилась великая империя, которой была подвластна вся Европа, кроме Франции... Здесь же, во Фландрии, впервые появилась и масляная живопись, основатель которой Ян ван Эйк не имеет себе равных по мастерству. К сожалению, его картин нет в музеях России (они всегда стоили дороже других) и любой музей мира может только завидовать коллекции Брюгге. В храмах города хранятся святыни - христианские и из области культуры, каждая из которых заслуживает поездки: кровь Христа, усыпальница Бургундских герцогов - основателей империи, Богородица с ребенком - статуя Микеланджело. Сам город Брюгге - сказка, созданная переплетением каналов и стариннейших улиц, площадей четырнадцатого-шестнадцатого веков и современных магазинчиков, наполненных знаменитыми кружевами, бельгийскими шоколадом и пивом. Вас не покидает ощущение сна: настолько все подлинно, красочно и вместе с тем ярко и жизненно. Две центральные площади задают ритм городу. Лучшие образцы архитектуры прошедших эпох соревнуются друг с другом. Дозорная башня и рынок, построенные в 1300 году, жилые дома пятнадцатого века, церковь двеннадцатого века, Здание Управления Провинций, Бывшая канцелярия суда, Ратуша 1376 года. Каждый поворот улицы или набережной превосходит все ожидания: уютные причалы, дома, встающие из живописных каналов, по которым скользят моторные лодки, маленькие ресторанчики, горбатые мостики, непревзойденная резьба по камню, статуи, ангелы, памятники... Дома не скрывают своего возраста: 1608, 1714, 1640... И это еще молодежь! Между ними - старожилы: тринадцатый-пятнадцатый века. И это не отдельные здания. Таков весь город, которому в Европе нет равного в поэтичной и миниатюрной - по размерам... старине, нежащейся на современном солнце. В одном из музеев, куда ведут ворота тринадцатого века, вас ждет Ян ван Эйк, Ван дер Вейден, Питер Брейгель - фантастическая коллекция старой фламандской школы. В одном из залов больницы Святого Иоанна, существующей с двеннадцатого века, находится музей великого Мемлинга. Мы советуем совершить прогулку на лодке по каналам города и Озеру Любви - сама прогулка займет у вас времени не более получаса. Другим интереснейшим местом Брюгге является старая рыночная площадь с постройками относящимися к тринадцатому веку и великолепной восьмидесяти трехметровой колокольней.

Брюгге славится не только своими памятниками архитектуры, но и знаменитыми кружевами. Издавна женщины города пользовались кружевами чтобы защитить одежды от преждевременного старения. Особой популярностью пользуются такие кружева, как "блюменверк", "розенкант" и "товерессестик". Большой интерес представляет "Кружевной центр" Брюгге, где можно приобрести великолепные работы местных кружевниц. Брюгге - самый посещаемый из всех бельгийских городов. И это не случайно. Романтическая старина, пешеходность города, живописность каналов, богатейшая история и несравненная значимость хранящихся здесь ценностей, - все это делает из Брюгге город-мекку европейской цивилизации, силу и слабость которой понимаешь и чувствуешь намного лучше, побродив по этим старинным, столь много повидавшим улицам. Брюгге упоминается в исторических документах с седьмого века. В девятом веке граф Фландрии Болдуин Первый заложил первый камень крепости на том самом месте, которое еще викинги именовали Бруггия - "место погрузки кораблей". Пожалуй, трудно было подобрать более удобное место для города. Во-первых, Звин образует здесь идеальную естественную гавань, во-вторых, здесь сходились дороги и из торговых городов Германии, входивших в Ганзейский союз, контролировавший торговлю с Балтикой, и из венецианских торговых центров. Здесь же велась выгодная торговля с Англией, поэтому Брюгге в эпоху позднего средневековья выдвинулся на роль одного из крупнейших торговых городов и вскоре, наряду с Венецией, стал богатейшим городом того времени. Здесь держали свои конторыторговые дома со всей Европы, такие живописцы, как Ян ван Эйк и Ханс Мемлинг, были здесь городскими художниками, а герцоги Бургундские держали роскошный двор. Но постепенно обмеление Звина, а в последствии захват Брюгге императором Максимилианом Первым обусловили экономический упадок города. Долгих четыре века Брюгге довольствовался ролью небольшого торгового городка, и лишь в конце девятнадцатого века город начал постепенно возрождаться из глубокого кризиса. Строительство нового морского порта и индустриализация мало затронули старый Брюгге, новые строительные веяния его почти не коснулись, и он сохранил своеобразие, которое благодаря развитию туризма - стало одним из важных экономических факторов.

               ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Рыночная площадь - Гроте Маркт - эта площадь издавна была горячей точкой городской истории, именно здесь высится дозорная башня Белфорд - символ стойкости горожан и независимости города. Нижняя часть этой восьмидесяти трехметровой башни восходит к тринадцатому веку, а восьмигранное навершение появилось на два века позже. На уровне верхней смотровой площадки башни висят пятьдесят колоколов курантов, каждый час отзванивающих свою мелодию. Над входной дверью находится балкон, откуда с четырнадцатого по восемнадцатый века власти оглашали законы и предписания, касающиеся работы крытого рынка. Над этим балконом находится статуя Богоматери, которая как и остальные шестьсот статуй Девы Марии, находящиеся во всех уголках города, в мае месяце всегда украшаются. Небольшие угловые башни на третьем этаже датируются четырнадцатым веком. Примерно в одно время с Белфордом возникло и примыкающее к башне монументальное здание крытого рынка или суконных рядов. "Дом генуэзцев" 1399 года - напоминание о международных торговых связях города, далее высится и гордый дом купеческого семейства Ван дер Борзе - пятнадцатого века. Процветающая торговля и богатейшие финансовые конторы, работавшие в этом доме, привели к тому, что хозяева получили прозвище Берзе, что означает по-нидерландски Берз - кошелек, в качестве синонима таких сделок. Элегантные воротники, кружевные окантовки скатертей, изготовленные мастерицами из Брюгге, высоко котировались на мировом рынке в течение нескольких веков. Сейчас их вытеснили дешевые изделия из Восточной Азии. Оригиналы художественного рукоделия можно увидеть в музее кружев. Далее - Старая таможня - в этом здании, возведенном в 1477 году, в старину взимались пошлины с товаров, привозимых на кораблях, ныне здесь городская библиотека. Расположенная рядом палата буржуазии, где сегодня находится Государственный архив, служил "поортерам" - богатым купцам и коммерсантам местом собраний. Площадь Бург - название этой площади происходит от разрушенной крепости фламандского графа Болдуина. Вокруг нее расположены многие старинные здания Брюгге: роскошная готическая городская Ратуша была построена между 1376 и 1421 годами  и послужившая прообразом целого ряда анологичных ратуш во всей стране, славится своим богатейшим Залом заседаний с деревянным сводчатым потолком и стенными росписями на сюжеты истории города. На фасаде расположено шесть овальных окон и сорок восемь ниш для статуй. Статуи библейских персонажей и фламандских принцев были разрушены в 1712 году. С балкона графы произносили клятву верности коммунальным властям. В городской Ратуше в 1464 году впервые состоялось заседание Генеральных штатов, с тех пор это здание неоднократно переделывалось как снаружи, так и внутри. Монументальная лестница ведет в Готический зал или зал Совета, раньше этот зал состоял из двух отдельных помещений - оригинальный, богато расписанный золоченый потолок украшает зал, а стены зала были расписаны братьями Альбертом и Жюльеном де Вриндлтом в 1895 году - на них изображены основные этапы истории Брюгге.

Базилика Святой Крови Христовой была построена для Реликвии Святой Крови - Крови Христовой, которую фландрский граф Дитрих Эльзасский в 1150 году привез из крестового похода. Нижняя, романская, часть этой церкви, привлекающая массу поломников, восходит к времени графа Дитриха, а верхняя, перестроенная в пятнадцатом веке - наглядное свидетельство перехода от романского стиля через позднюю готику к Ренессансу. Нижняя церковь Базилики Святой Крови была построена в двеннадцатом веке по просьбе графа Тьерри Эльзасского для того, чтобы поместить там мощи Святого Василия Великого. Над боковым входом, расположенным в главной стене, находится тимпан двеннадцатого века - самая старинная скульптурная работа в Брюгге - на нем изображено крещение Святого Василия, который согласно легенде был крещен в реке Иордан Максимилианом, епископом Иерусалимским - в небе виден голубь. Статуя Девы Марии с Младенцем были выполнены французским скульптором в 1300 году, но статуя была помещена позднее. Второй предел нижней церкви был дважды разрушен - в шестнадцатом веке и почти полностью в 1795 году в момент французской революции. Однако он был вновь построен в последний раз в 1829 году в неоготическом стиле. Алтарь из белого мрамора в стиле рококо был построен в 1751 году по планам Хэндрика Пюлинка. В 1773 году была помещена серебряная дарохранительница работы кузнеца из Брюгге - Рейландта, а третьего мая 1781 года было помещено серебрянное Распятие Ииисуса Христа. Большие серебрянные подсвечники датируются 1688 годом. Серебрянная лампа, находящаяся перед престолом - дар эрцгерцогини Изабеллы и датируется 1611 годом. По монументальной лестнице, датируемой 1529-1533 годами, можно попасть в верхнюю церковь, где хранится главная реликвия. По преданиям Святая Кровь Иисуса Христа была вручена Тьерри Эльзасскому в день Рождества Христова в 1148 году Фюхером, патриархом Иерусалима, и Бодуэном Третьим, королем этого города. Вернувшись, Тьерри подарил эту реликвию городу Брюгге. Хрустальная трубка с маленькими позолоченными коронами содержит небольшой сосуд  из горного хрусталя, горлышко которого обмотано золотой нитью, и пробка которого увенчана красной восковой печатью. Сосуд одинадцатого-двеннадцатого веков, происхождением из Константинополя содержит пропитанную кровью баранью шерсть. Она всегда безупречна, и с уверенностью можно сказать, что она находится в городе с 1250 года. Носителями реликвария являются - два Ангела из позолоченной меди и серебра. Рака из золота и серебра, в которой хранятся реликвии во время шествий, находится в музее - она была сделана кузнецом из Брюгге - Яном Краббе и датируется 1617 годом, на богато украшенной золотыми статуэтками, драгоценными камнями. На ларце можно увидеть гербы графства Фландрии, эрцгерцогов, Тьерри Эльзасского и города Брюгге. Торжественная процессия в честь Святой Крови Христовой, ежегодно проводящаяся в день Вознесения, является заметным праздником в календаре города. С восточной стороны границей площади служит бывшее здание таможни, входной портал которого украшают гербы знатнейших купеческих семейств. От первоначально готического убранства здания сохранился только Южный фасад. Арочный переход в бывшую городскую канцелярию, возведеннуюв стиле раннего Ренессанса и украшенную позолоченными колоннами ведет мимо павильонов Рыбного рынка, к Эйденветерплац - площади Дубильщиков, в бывшем квартале кожевников. На фасаде здания Цеха кожевников изображены сцены ручной обработки кож в старину.

Вдоль набережной Розенхудкай можно пройти к расширяющемуся здесь на манер площади берегу канала - на Дайвер, где в летние уик-энды проходит толкучий "блошиный" рынок. На другой стороне улице расположен один из крупнейших музеев города - Музей Грунинге - Музей изящных искусств. Благодаря богатейшему собранию ранненидерландской живописи (увы, экспонаты бельгийского модерна держатся в тени) музей привлекает массу посетителей. Налево от музея находится зеленый оазис Аренцхоф, в доме Аренца расположен Музей Брэнгвина. Сразу же за музеем, расказывающем об английском художнике, чье имя он носит, в живописном дворике высится причудливое, украшенное башенками здание - дворца Грутхузе, возведенное в пятнадцатом веке. В средневековье дворец служил резиденцией одного патрицианского рода, богатства которого были основаны на праве повышать пошлины на компоненты для пивоварения - груутен. В интерьерах этого здания собраны коллекции ковров, кружев, монет, музыкальных инструментов и оружия. В числе архитектурных изюминокследует упомянуть частную капеллу на втором этаже, где в служении мессы участвовали жители, составляющие хор. Над этим архитектурным ансамблем возвышается Соборная Церковь Богоматери - Онзе-ливе-Врауэкерк. В просторной готической церкви двеннадцатого-четырнадцатого веков с необычайно высокой, ста двадцати двухметровой башней хранятся замечательные памятники культуры. Так, здесь представлена - Дева Мария с младенцем, "Мадонна Брюгге" 1503 года, естественная скульптура Микеланджело, при его жизни оказавшаяся по другую сторону Альп. В хоре церкви находится внушительный саркофаг Марии Бургундской и ее отца, Карла Смелого, герцога Бургундии. Церковь Богоматери была построена в одинадцатом веке на месте старой часовни и вначале находилась за чертой города, образованной его каналами. Вскоре часовня приобрела значение и была заменена зданием в романском стиле. Жители Брюгге изменили маршрут каналов таким образом, что церковь в двеннадцатом веке попала в центр города. Этот уникальный готический памятник, состоящий почти исключительно из кирпичей, был построен в тринадцатом веке и неоднократно переделывался в течение последующих веков - сто двадцать два метра большой башни превращают ее в самую высокую кирпичную башню Бельгии. Центральный неф дает возможность увидеть различные этапы строительства этой церкви с пятью нефами. Над скамьями видны тридцать гербов рыцарей, присутствовавших в церкви в 1468 году на Втором Капитуле Ордена Золотого Руна. Хоры закрываются решеткой из кованного железа, и над амвоном 1722 года возвышается Распятие Иисуса Христа 1594 года. Статуи апостолов датируются 1618 годом. Кафедра из резного дуба 1743 года была установлена по планам Яна Антона Гаремина. Замечательное творение Микеланджело из каррарского мрамора "Богоматерь с Младенцем" датируется четырнадцатым веком. Эта скульптура была куплена торговцем из Брюгге Ж.Москруном в 1506 году и подарена церкви. Это одно из редчайших произведений известного скульптора, находящихся за пределами Италии. Мавзолей Марии Бургундской был выполнен в готическом стиле Ж.Борманом по заказу Филиппа Красивого. Он был отлит из бронзы Р. ван Туненом и позолочен П. де Бекере в 1498-1502 годах. В возрасте девятнадцати лет Мария Бургундская вышла замуж за вспыльчивого Максимилиана Австрийского, и в возрасте двадцати пяти лет погибла из-за несчастного случая во время соколиной охоты. Мавзолей Карла Смелого, отца Марии Бургундской, был оплачен Филиппом Третьим - он выполнен в стиле Ренессанс по копии мавзолея его сестры. Бронзовый саркофаг был сделан Я.Йонгелинком, резьба по камню - Я. Артс и Я. де Смет. Карл Смелый погиб на поле боя у Нанси в 1477 году. В 1550 году император Карл перевез в Брюгге останки.

Рядом с храмом находится госпиталь Святого Иоанна - этот, по-видимому, старейший госпиталь Европы был основан в двеннадцатом веке, служил также пристанищем для путешественников, и проработал до шестидесятых годов двадцатого века. В одном из бывших лечебных залов тринадцатого века помещается очень известный музей художника Ханса Мемлинга - уроженец Германии, перебрался в Брюгге в 1465 году и вплоть до своей смерти в 1494 году прослужил здесь городским художником. Его выразительные и понятные  бюргерам полотна снискали ему любовь и признание горожан и к тому же сделали его одним из богатейших жителей Брюгге. Здесь можно увидеть шесть центральных его полотен, в том числе роспись ковчега с мощами Святой Урсулы, миниатюрные картины на его стенках изображают эпизоды легенды о Святой Урсуле, а также алтарная картина "Мистическое обручение Святой Екатерины". Горожане называли его фламандским "Фра Анжелико". Здесь же можно ознакомиться  замечательной аптекой восемнадцатого века, а также Музеем Мемлинга, расположенным в капелле. Далее - Монастырь бегинок - барочная арка под маленьким мостом Девы Марии ведет в скромный, обсаженный тополями двор - бегинаж. Маленький музей познакомит вас с повседневной жизнью бегинок. Одинокие или овдовевшие женщины решили объединиться в общины, во многом напоминающие монастыри. Монастырь бегинок был построен в 1245 году Маргаритой Константинопольской, графиней Фландрии. Бегинки жили под руководством настоятельницы. Кроме того, что они молились, они также стирали в расположенных вдоль монастыря каналах шерсть для ткачей. Бегинки ухаживали за больными, воспитывали девочек-подростков, варили пиво. Монастырь состоит из ряда домов, расположенных между маленькой часовней на севере и большой часовней на юге. Само здание монастыря и место пребывания монашек находится за старинным фасадом и скрыты от глаз. Церковь Монастыря бегинок датируется четырнадцатым веком, она посвящена Святой Елизавете, первой покровительнице Монастыря бегинок. Интерьер в стиле Людовика Шестнадцатого. Над главным алтарем находится картина художника Жана ван Ооста, изображающая Святую Елизавету. Рядом с Монастырем бегинок расположено прекрасное озеро Любви с лебедями. Далее Собор Спасителя - самый старый приходской храм города, был заложен около шестисот сорокового года Святым Элуа, епископом Нуайонским - это первая приходская церковь Брюгге. До тринадцатого века она неоднократно перестраивалась и нынешний готический облик обрела в 1350 году. Бойницы романской башни двеннадцатого века показывают, что ее нижняя часть служила бастионом. Центральный неф и хоры испытали сильное влияние ранней готики, а верхняя часть башни в неороманском стиле была завершена в девятнадцатом веке. Здание пережило четыре пожара и смуту французской революции. Главный алтарь датируется 1642 годом и был сделан по планам Й.Кокса. Над алтарем возвышаются фигуры трех покровителей церкви: Спасителя, Святого Донация и Святого Элуа. Пюпитр с основанием в форме орла датируется 1605 годом. Амвон и органный корпус - конец семнадцатого - начало восемнадцатого веков, расположены в глубине церкви. В центре находится статуя Бога-Отца из белого мрамора, выполненная в 1682 году А. Куллен ле Женом. Кафедра в стиле Людовика Шестнадцатого выполнена Х.Пюлликсом. Статуя Святого Элуа, держащего в руках планы церкви, была выполнена в 1780 году скульптором Л.Таминном. Скамьи датируются 1430 годом и являются шедевром собора. На скамьях есть изображения гербов, напоминающие о том, что тринадцатый Капитул Ордена Золотого Руна состоялся в 1478 году именно в этой церкви, проводя свое первое заседание. Стенные ковры были заказаны в 1731 году епископом ван Сюстереном и сотканы в Брюсселе.

Далее - Церковь Святого Жака была построена около 1240 года и имеет всего лишь один неф, а в пятнадцатом веке она была увеличена благодаря дарам и пожертвованиям герцогов бургундских и богатых торговцев. В 1580 году готическая церковь вынуждена была отдать иконоборцам большую часть своей дорогой художественной коллекции. Далее - больница Богоматери гончарного ремесла была построена в 1276 году. В ней за женщинами ухаживали монахини августинки. Больница обязана своим названием приходу гончаров, находившемуся ранее на этом месте. Комплекс включает в себя часовню и музей. Далее - гильдия лучников Святого Себастьяна занимает этот комплекс с 1573 года. По преданиям лучники принимали участие в Крестовых походах, поэтому на гербе их гильдии есть герб Иерусалима. В четырнадцатом веке лучники входили в состав правоохраны города и составляли мощное сословие. Далее - Иерусалимская церковь - одно из зданий в Бельгии, сохранивших свой первозданный облик. Эта церковь и поныне является частной собственностью - в четырнадцатом веке одна дворянская семья из Генуи построила часовню, завершенную в 1470 году. Возможно, что за основу плана церкви была взята Церковь Гроба Господня в Иерусалиме. Внутри церкви имеется один неф и расположенные на возвышенности хоры. В центре церкви находится погребальный памятник супружеской пары Ансельма Адорна и Вандер Банка. Далее - Церковь Святой Ульдбюрги была построена между 1619 и 1642 годами архитектором из Брюгге П.Хейссенсом из ордена иезуитов. Сперва она была одной из церквей иезуитского монастыря и была посвящена Святому Франсуа Ксавье, статуя которого находится над дверью в нише. В период французской революции церковь стала Храмом Здравого смысла. В 1802 году здесь снова стали служить Мессу. Самым типичным текстильным ремеслом для Брюгге несомненно является производство кружев. В Европе кружева были в моде до семнадцатого века и назывались "фламандскими кружевами". Их плетут с помощью большого количества коклюшек - до 700 штук. Элегантные воротники, кружевные окантовки скатертей, изготовленные мастерицами из Брюгге, высоко ценились на мировом рынке в течение нескольких веков. Из семи ворот, которые вместе с городскими стенами образовывали фортификационный вал, сохранились всего лишь четыре: Ворота Осла, Ворота Маршала, Ворота Святого Креста и Гентские Ворота. Небольшие мосты, каналы и лебеди - те элементы, которые придают Брюгге его неповторимый романтический вид.
 













































 
Туры

ПУИР © 2009