SiteHeart
г. Кодыма
Тел.:
+38(048) 672-66-07
+38 067 185-05-28
 
   
БЕЛЬГИЯ: АНТВЕРПЕН    

  АНТВЕРПЕН - СОКРОВИЩНИЦА НА БЕРЕГАХ ШЕЛЬДЫ

Антверпен вместе с пригородами насчитывает свыше четырехсот семидесяти тысяч жителей. Столица одновременной провинции, Антверпен образует второй после Брюсселя избирательный округ Бельгии. Огромным межрегиональным экономическим значением для страны, город обязан своему современному портовому комплексу, считающемуся одним из крупнейших в мире, а также автомобильной и химической промышленности. В прошлом развитие порта во многом обусловило развитие самого города. Торговля и экономическая открытость обусловили уникальную атмосферу свободы, создавшую идеальные условия для развития искусства и культуры. Согласно старинной легенде, город получил свое название таким образом: на берегу Шельды обитал великан Антигон, отрубавший руки корабельщикам, не платившим ему пошлины, и бросавший их в стремнину. Однако, продолжает легенда, римский легионер по имени Сильвио Брабо победил жестокого великана и заложил первый камень поселения, следы которого, впрочем, не найдены до сих пор. Найденные остатки поселения на берегу Шельды восходят к временам господства франков, историческое упоминание начинается с седьмого века. Вступив в 1315 году в Ганзейский союз, Антверпен пережил заметный подъем в торговле и ремеслах. Однако до середины шестнадцатого века город оставался какбы в тени средневековых торговых центров Гента и Брюгге. После их упадка Антверпен выдвинулся на ведущую роль. Уже в 1565 году Антверпен с его более чем ста тысячами жителей был вторым, после Парижа, городом Европы к северу от Альп. Росту численности населения города способствовало и то, что в результате обострения отношений между протестанскими Северными Нидерландами и католической Испанией всего за пять лет сюда переселились свыше сорока тысяч бюргеров, в основном коммерсантов и ремесленников, а также художников и ученых. Культурная жизнь города в семнадцатом веке достигла расцвета благодаря работам живописцев Рубенса, Ван Дейка и Йорданса. В связи с закрытием устья Шельды в 1609-1795 годах город пережил временный экономический упадок. Наполеон, при котором началось активное расширение и модернизация порта, положил конец длительной фазе экономического спада, в 1863 году порт был полностью открыт для судоходства. Превратившись в главный порт колониальной державы Бельгии, Антверпен на рубеже девятнадцатого-двадцатого веков стал одним из богатейших городов. Способность отвечать всем требованиямсовременных морских перевозок и создание мощной инфраструктуры порта способствовали экономическому подъему современного Антверпена. Чтобы по достоинству оценить роль Шельды в развитии города , прогулку по Антверпену лучше всего начать с набережной правого берега Шельды. Стеен - старинный замок, стены которого заложены еще в девятом веке - самый колоритный памятник на набережной и одновременно древнейшие и сохранившиеся остатки поселения. Свой сегодняшний вид замок получил в начале шестнадцатого века. Темные фрагменты древней кладки легко отличить от более поздних построек из светлого песчанника. Сегодня в крепости расположен Национальный музей судоходства.

С расположенной поблизости обзорной площадки открывается живописный вид на старый причал. В ясную погоду к северу отсюда вплоть до горизонта тянутся бесчисленные современные портовые сооружения, а со стороны города высится величественная башня кафедрального собора. С широкой набережной переулок сворачивает на север и ведет к позднеготическому зданию - Дома мясников - этот цеховой "клуб мясников" был построен по проектам Х. и Д. де Вагемакере, крупнейших архитекторов шестнадцатого века. Попеременное использование красного кирпича и белого песчаника должно было символизировать слои мяса и сала в тушах. На верхнем этаже проводились заседания цеха, на нижнем бойко торговал магазин. Сегодня в здании цеха размещается Музей археологии и прикладного искусства, где представлены археологические находки, фаянс, музыкальные инструменты. Особенно интересны старинные деревянные стропила и обширный торговый зал. Далее наш путь лежит через небольшой сквер, хотя для средневековых переулков и характерна страшная теснота, именно здесь, в тихом центре, возник современный жилой квартал, новейшие здания которого хорошо гармонируют с исторической застройкой города. Церковь Святого Павла - это позднеготическое здание ордена доминиканцев - шестнадцатого века, богато украшено скульптурой и картинами фламандских мастеров, в том числе Рубенса, Йорданса и Ван Дейка. Особенно впечатляет главный алтарь и деревянные резные исповедальни. Далее - Дом пивоваров - к этому историческому зданию шестнадцатого века ведет живописный участок набережной Шельды. Кроме зала заседаний, любопытны и водоподъемные насосы находившегося здесь прежде Водяного дома, приводившиеся в действие лошадьми. Так как из гигиенических соображений для производства пива не допускалось использование обычной воды, пивовары брали воду отсюда. Далее - Церковь Святого Карла Борромео или Синт-Каролус-Барромеускерк - внимание гостей привлекает великолепно украшенный фасад этой барочной церкви, освященной во имя итальянского архиепископа Карла Борромео, причисленного к лику святых. Церковь Святого Карла - один из немногих барочных храмов Бельгии - в ее ясных формах сводов, поддерживаемых дорическими и ионическими колоннами, четко видны элементы Ренессанса - фасад создан по проекту Рубенса, в самом храме особый интерес представляет крипта, ризница, а также росписи сводов, выполненные Рубенсом. Далее - Церковь Святого Якобса или Синт-Якобскерк - строительство позднеготической церкви Святого Якоба началось в конце пятнадцатого века, а завершилось лишь более двухсот лет спустя. После кафедрального собора это - важнейший храм города. Крестообразная в плане базилика с двумя рядами капелл, идущих по обеим сторонам, и венцом хоров позволяет разместить в ней массу произведений искусства, в том числе - надгробий именитых жителей города. В одной из гробниц за барочным алтарем своей приходской церкви вкушает вечный покой Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Капеллу украшает холст "Богоматерь со святыми", одна из поздних работ мастера. Остальные картины принадлежат кисти его ученика Якоба Йорданса.

Дом-музей Рубенса - в этом доме, построенном в 1611-1618 годах, знаменитейший живописец Антверпена прожил до своей кончины. Дом-дворец построен по образцу итальянских палаццо. Внутренний двор и сад с колоннадой изображены на многих полотнах мастера. Рядом с роскошными жилыми покоями расположена мастерская художника. Здесь можно осмотреть работы его учеников, а также произведения других художников, которые Рубенс приобрел во время своих странствий. Сделав паузу в одном из уличных кафе, можно заглянуть в Музей алмазов, расположенном в бывшем Еврейском квартале - здесь можно увидеть огранщика алмазов за работой. Далее - Музей Плантена и Моретуса - к этому музею мы вернемся, пройдя по элегантной торговой улице - роскошь здания, особенно его интерьеров, просто поразительна. В 1576-1580 годах книгопечатник Кристоф Плантен построил свою типографию - единственную, которой при Филиппе Втором было дано право печатать богослужебные книги и молитвенники для Испанского королевства, а значит - и для доброй половины мира. При его зяте Моретусе и их потомках типография проработала вплоть до девятнадцатого века. В жилых комнатах и мастерских висят портреты, написанные другом семейства - Рубенсом. Здесь находятся всемирно известная коллекция книг - более двадцати тысяч экземпляров, огромный интерес представляет хранящаяся здесь одна из тринадцати Библий Гутенберга - "Библия Регия" на пяти языках. Пройдя мимо магазинчиков, нам открывается живописный вид на башню Собора Богоматери с стадвадцати трехметровой башней - самый большой Собор во имя Богоматери в Бельгии. Строительство храма было начато по инициативе горожан в 1352 году в готическом стиле, а завершено только в 1616 году. Хор окружают пять капелл. Дома горожан тесно примыкают к фасаду Собора, а в задних помещениях этих домов открыты лавочки и кафе, работающие почти у самых стен. Собор сильно пострадал во время пожаров 1443 и 1533 годов, в годы иконоборчества и от обстрелов в годы Французской революции, и насущно необходима его реставрация. Просторные интерьеры Собора, имеющие сравнительно мало украшений, впечатляют своими величавыми пропорциями и архитектурным изяществом. К числу подлинных сокровищ относятся две знаменитые картины Рубенса, написанные им в 1610-1614 годах специально для Собора Богоматери - это "Воздвижение Креста" и "Снятие с Креста". Далее - Ратуша, возведенная в 1561-1565 годах архитектором Корнелисом де Вриндтом, высится на западной стороне Большого рынка, исторического ядра города. Вертикальная центральная часть Ратуши в сочетании с горизонтальным членением фасада являет собой образец стиля фламандского Ренессанса и прекрасно гармонирует с соседними готическими зданиями Цехов и Гильдий - они восходят к шестнадцатому веку, в нашем веке частично пострадали и восстановлены по старым планам. Украшения ступенчатых фронтонов нередко указывают на их первых владельцев - "дом бондаря", "дом гильдии арбалетчиков", "дом торговца". Фонтан Брабо в центре площади изображает сцену из легенды о гиганте Антигоне и римском центурионе Сильвии Брабо, который победил гиганта. Далее - Музей Майера ван ден Берга - собрание картин этого музея поистине уникально, в его коллекции есть работа "Безумная Грета" Питера Брейгеля Старшего, а также картины Дирка Баутса и Квинтена Матсейса. Здесь же можно увидеть средневековую скульптуру, резьбу по слоновой кости и книжные миниатюры. Далее - Королевский музей изобразительных искусств - в уютном здании в стиле неоклассицизма размещается обширное в Бельгии собрание живописи. Фламандская живопись представлена работами мастеров пяти веков. А в Музее современного искусства - экспонаты охватывают все течения современного искусства.


Мастер барокко - Питер Пауль Рубенс, родился 28 июля 1577 года в Вестфалии, в Германии, в городке Зиген, куда был вынужден бежать из Антверпена его отец, ученый-правовед, спасаясь от преследований Контрреформации. После смерти отца он в 1589 году вернулся в родной город своих родителей и получил здесб всестороннее образование, проникнутое духом гуманизма. Двадцати трехлетним юношей Рубенс едет в Италию и становится придворным живописцем герцога Гонзага в Мантуе. Герцог давал юноше и дипломатические поручения. Вернувшись в 1608 году в Антверпен и основав мастерскую, Рубенс начал здесь свою блестящую карьеру. Из его мастерской вышло невероятное число произведений, из которых сам художник создал не менеешестисот работ. В его мастерской, помимо учеников, работали Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс и Ян Брейгель, прозванный Брегелем Бархатным. С непревзойденной легкостью Рубенс разрабатывал почти все мыслимые сюжеты и жанры: пейзажи, портреты, библейские, мифологические, исторические сцены. Свою универсальность он приобрел в Италии, где помимо картин Тициана, Микеланджело и Леонардо да Винчи, смог познакомиться с произведениями античного искусства. Знал он и творчество своих нидерландских современников. Грандиозные исторические полотна Рубенса исполнены солнечного колорита и бурного жизнелюбия. Одновременно он создавал нежные интимные портреты-миниатюры своих современниц. Еще при жизни признанный гением, знаменитейший живописец, рядом с роскошным дворцом часто изображавший сельскую хижину, Питер Пауль Рубенс в наши дни считается воплощением творческой мощи и щедрости барокко.






 






















 
Туры

ПУИР © 2009