SiteHeart
г. Кодыма
Тел.:
+38(048) 672-66-07
+38 067 185-05-28
 
   
ВЕНГРИЯ: ИЗЛУЧИНА ДУНАЯ    
    
     РОМАНТИКА В ИЗЛУЧИНЕ ДУНАЯ
    Сентендре, Вишеград, Эстергом, Дьер и Шопрон

                 

                С Е Н Т Е Н Д Р Е

Путешествуя по живописным дунайским берегам, чередуя небольшие водные прогулки с поездками по железной дороге, в двенадцати километрах к северу от Будапешта - Сентендре - давно уже ставший городом художников со множеством галерей и мастерских. Сентендре был основан в одинадцатом веке под названием "Санктус Андреас", но еще в первом веке при римлянах на холмистом правом берегу Дуная стоял военный лагерь и крепость Ульцизия Кастра. В конце четырнадцатого века здесь расселились сербы и греки, бежавшие от турок. Вторая сербско-греческая волна беженцев достигла этих мест в конце семнадцатого века, что сказалось на местной культуре. Среди новоприбывших было много купцов и ремесленников, и Сентендре вскоре начал богатеть, но потом из-за эпидемий чумы, наводнений и, наконец, нашествия виноградной филлоксеры в 1880 году, постепенно пришел в упадок. Только около 1900 года, когда художники открыли для себя этот идиллический уголок, Сентендре снова расцвел. Теперь его население составляет более двадцати тысяч человек. Вместе с переменами 1989 года началась и коммерциализация городка, и его покинули многие художники, перенеся мастерские в Будапешт, но зато другие открыли здесь новые галереи и музеи - главным образом невдалеке от площади Фе, охраняемой как памятник культуры. На самой площади стоит сербская православная церковь, а из музеев особенно интересен тот, что носит имя известного художника Кароя Ференци. Ценителям современного искусства можно рекомендовать галерею на соседней площади Варошхаз. От площади Фе каменная лестница ведет вверх, к Крепостному холму и католической церкви на его вершине - древнейшему из храмов города - отсюда открывается прекрасный вид на Сентендре. Интересно просто побродить по узеньким улочкам городка, посетить старинные сербские церкви, Белградскую Церковь, Церковь Святого Иоанна, Музей этнографии, Музей Марципана - в этом живописном пригороде Будапешта - Сентендре - всегда много туристов. Туристы прогуливаются по улочкам города, разглядывая экзотику народных промыслов, сидят на террасах кафе и ресторанов, спускаются в катакомбы винных погребков или поднимаются к сербской кальварии, чтобы полюбоваться медитеранским нагромождением черепичных крыш и панорамой Дуная.

Все большей популярностью пользуется Оригинальный Музей, открытый в 1994 году кондитером Кароем Сабо - Музей марципана... Мы привыкли видеть марципановые фигурки, изображающие обычно зверюшек или сказочных персонажей, украшающими торт именинника. Такие произведения искусства быстро тают во рту виновника торжества, оставляя след лишь на праздничных фотографиях в семейных альбомах. Марципановые же фигуры, представленные в залах этого музея, не только уводят нас в мир сказки, но и рассказывают о разных моментах венгерской истории. Войдя в кондитерскую, где расположен музей, и поднявшись на второй этаж, оказываемся лицом к лицу с огромным свадебным тортом, выполненным из марципана и вызывающим восхищение не только у будущих невест... Напротив импозантное здание парламента, выполненное из шоколада и столовый сервиз, сделанный из сахара. Рядом висит марципановая карта старой Венгрии, с хорошо разграниченными территориями, отошедшими после Первой мировой войны, по условиям Трианонского мира, к разным странам. На карту смотрит портрет Марии Терезии со своим многочисленным семейством - это самая большая марципановая картина в мире.
В зале посвещенном Австрии, витрина с портретом Моцарта, рядом скрипка гения музыки, букет роз, венские кружева, красочно вышитый австрийский герб на обивке стульев, скатерть с цветочными узорами на игрушечном столике - смотришь и не веришь, что все это тоже из марципана - так тонки нити вышивки и ажурны узоры кружев. В соседней ветрине встали на дыбы кони, знаменитой испанской школы, а за ними в разных витринах красочные персонажи различных сказок. В одной из комнат можно проследить за процессом рождения экспонатов музея - прямо на ваших глазах одна из работниц кондитерской-музея превратит сахарно-миндальную массу (марципан) в фигурку из мультфильма или из книжки сказок. Большинство музейных экспонатов были сделаны его основателем - Каройем Сабо. Сабо Бачи - дядя Сабо, как все его называют, родился и стал кондитером в Трансильвании, в последний год войны, покинул родину и перебрался в Австрию в надежде на лучшую жизнь. Однако надежды его не оправдались, война шла за ним по пятам, да и послевоенная жизнь в разрушенной стране не сулила для него ничего хорошего. В 1953 году он с семьей уехал Ливан - семь лет провел в Бейруте, где и научился мастерству изготовления марципанов.

Протекая через горы Пилиш и Бержень между Будапештом и Веной, Дунай делает крутой изгиб - здесь множество исторических памятников и красот природы. Сентендре - один из них, с начала двадцатого века город стал излюбленным местом художников и скульпторов. Сегодня он считается настоящей Меккой музеев - это один из самых популярных туристических центров излучины Дуная, с неповторимой атмосферой - чередование извилистых улочек, крошечных площадей, напоминающих средиземноморские страны...
Такие достопримечательности, как - Чумная колонна 1752 года, Благовещенская греческая православная церковь 1763 года, Сербская церковь 1756 года, в музее Маргит Ковач - туристы могут ознакомиться с работами его основательности, мастера керамики Маргит Ковач; в музее виноделия есть возможность не только увидеть, как производятся знаменитые венгерские вина, но и продегустировать их, и даже купить понравившейся марки вина. Любителям живописи советуем зайти в Сентендрейскую картинную галерею и Галерею художественной мастерской, в которых периодически выставляются полотна современных городских художников. Музей марципанов Сабо - демонстрирует экспозицию сладостей, приготовленных из марципанов (включая двухметровую фигуру Майкла Джексона), а в Кондитерском Добоша - можно отведать настоящий добошский торт. Стоит посетить самый большой - сорок шесть гектаров - в Венгрии этнографический музей под открытым небом, где представлена народная архитектура отдельных краев, а также быт жителей деревень и местечек. Здесь собраны реконструированные крестьянские дома со всей страны. На Пасху и Святую Троицу в этнографическом музее проводятся патриархальные вечера. В тринадцатом-пятнадцатом веках на крепостном холме города была возведена римско-католическая приходская церковь, на ее стене и сегодня показывают время старейшие в Венгрии песочные часы. Еще одна достопримечательность - винные погреба, вырубленные в скале низкие своды... Вино в Сентендре знатное - климат тут такой, из лучших сортов  - "Португезер" ("холодный глинтвейн") - вино действительно по вкусу глинтвейн, хотя в нем нет ничего кроме винограда. Конечно же здесь есть "Токай Асу" - знаменитое венгерское вино, которое так любили в Париже и России, но называться токайским может только вино, произведенное в провинции Токай, в Венгрии. Венгры "воюют" с соседними словаками, у которых тоже есть часть провинции Токай и которые то...  Вино "Токай Асу" производится смешиванием виноградного сока с точно таким же виноградом... но заплесневевшим. В Венгрии ждут, пока виноград поразит "благородная плесень", грибок который повреждает шкуру винограда, после чего из ягоды испаряется вода, остается концентрированный сок. Этот "изюм" собирают вручную, и меряют путтонями (так называется корзинка). Во время смешивания ( а если не смешивать, получится скорее ликер по колличеству сахара) в одну емкость со "стандартным" соком добавляют от трех до шести путтоней "специального". В итоге, на фирменных бутылках токайского вина указывают  - три путтони - значит вино хорошее, четыре - очень, пять - отличное, шесть - великолепное. Менее сладкое - три, четыре путтони, а пять и шесть - более сладкие вина. Из другого алкоголя в Венгрии - водка под названием "Палинка" - фактически водка, настоянная на фруктах; "Уникум" - это настойка на травах, довольно горькая и очень ароматная, ее можно добавлять в кофе, получается непревзойденный аромат. Над заспанным городком, над площадью Константина в Ваце - властвует Собор - архитектурное сооружение в стиле позднего барокко и классицизма. Храм с поперечным нефом строили по чертежам Исидоре Каневале, роспись купола выполнил Франц Антон Маульберч. Путь назад снова идет вдоль Дуная, по правому берегу. Для увеличения скорости потока, Дунай здесь спрямили, что не украсило ландшафт. В свое время Венгрия вместе с Чехией планировала строительство гидроэлектростанции, систему плотин Габчиково-Надьмарош, но после перемен 1989 года, вняв настойчивым протестам экологов, отказалась от проекта.

                     В И Ш Е Г Р А Д

Вишеград - живописный городок, известен благодаря руинам королевского дворца на Крепостной горе с цитаделью, откуда открывается великолепная панорама. Достопримечательности Вишеграда располагаются на трех уровнях - внизу стоит королевский дворец, в своем первоначальном виде созданный в первой трети 14 века. При короле Матьяше Корвине, в 1476-1484 годах, дворец обрел ренессансный облик. Резиденция с ее трехсот пятидесятью комнатами была, как считается, одной из самых красивых построек своей эпохи. Во время турецких войн она была разрушена, а позже дело завершили Габсбурги. На втором уровне находится башня короля Шаламона, 13 века - когда-то эта жилая башня невдалеке от воды составляла ядро нижней системы укреплений. От дунайского берега крепостные стены с надвратными башнями идут вверх, к цитадели. Оборонительное сооружение на высоте триста двадцать восемь метров было построено королем - Белой Четвертым после нашествия татаро-монголов прямо на римских развалинах, а во время войны с куруцами - 1702 год - взорвано Габсбургами. Еще двадцать пять километров дороги, и глазам путешественника открывается - Эстергом.

                      

                    Э С Т Е Р Г О М

Эстергом - один из древнейших городов Венгрии, на его территории проживают тридцать две тысячи жителей. После прихода венгров в долину Дуная здесь была резиденция великого князя Гезы, и тот велел построить себе королевский замок. Его сын Иштван, первый венгерский король ( он родился, вероятно, около 970 года) основал в Эстергоме - епископат. После этого город в течение двухсот пятидесяти лет был резиденцией венгерских королей. Свой расцвет он пережил в конце двенадцатого века при короле Беле Третьем. После нашествия татаро-монголов в 1241-1242 годах - Эстергом вынужден был уступить ведущую роль Буде, но остался резиденцией архиепископов и церковной концелярии. С 1715 года архиепископ Эстергомский является также первым епископом Венгрии.
Наиболее заметное архитектурное сооружение городка - Собор на Крепостной горе - это самый большой в Венгрии храм : его длина сто восемнадцать метров, ширина сорок метров. Собор строили с 1822 по 1856 года, специального внимания заслуживает соборная ризница и слева от собора - часовня Бакоца 1507 года из красного мрамора - подлинный шедевр венгерского Ренессанса. Рядом с собором видны остатки королевского дворца, разрушенного турками в восемнадцатом веке и обнаруженного во время раскопок в 1930 году. Теперь можно осмотреть некоторые реконструированные помещения этого древнейшего из венгерских дворцов. Центр Старого города образует площадь Сеченьи с барочной ратушей и разностильными жилыми домами. Интересен также Христианский музей на улице Жигмонд Береньи и его коллекция венгерской и итальянской живописи.

   БАРОККО И СОВРЕМЕННОСТЬ : ДЬЕР И ШОПРОН

Тот, кто едет в Венгрию со стороны Вены и старается одним духом промчаться первые двести километров до Будапешта, очень многое теряет. На этом пути - пусть с точки зрения ландшафта и не вызовет особого восторга - три замечательных города : Шопрон, Дьер и Тата, не говоря уже об интересных монастырях, замках, церквах. Каждый заслуживает внимания по меньшей мере на несколько дней; во всяком случае, на поездку следует отвести хотя бы один полный день, а еще лучше - остановиться в этих краях на одну или несколько ночей. Шопрон - с местным населением шестьдесят тысяч жителей - это один из интереснейших городов в Венгрии. В стране мало городов, где сохранилось так много исторических памятников - его никогда не разоряли татаро-монголы или турки, и последствия бомбордировок 1944-1945 годов ему во многом удалось ликвидировать. Именно поэтому Шопрон почти полностью сохранил средневековый и барочный стиль. Старый город, закрытый для автомобильного движения. Из-за своего расположения на "янтарном пути" - торговой артерии, связывавшей балтийское море с Адриатикой и, соответственно, Византией - Шопрон еще во времена Древнего Рима был важным центром торговли. Эту позицию ему удалось сохранить в разные исторические эпохи. В 12 веке здесь обосновались многие переселенцы из немецких земель. Благодаря надежности укреплений, город выдержал немало военных осад, но, увы, он не перенес огромного пожара в 1676 году - и в период восстания здесь возникли целые кварталы в стиле барокко. В 1921 году, после заключения Трианонского мирного договора, горожане решили вопрос о государственной принадлежности в пользу Венгрии, а не Австрии. В наши дни Шопрон, увы, переполнен туристами - по выходным жители соседней Австрии приезжают в город за покупками и на отдых, так что на улицах редко услышишь хоть одно венгерское словечко. Но сдерживать раздражение против людских толп помогут древние дома, башни и стены. Надо всего лишь немного чувствительности, чтобы суметь к ним прислушаться и понять их. Почти все архитектурные памятники сосредоточены на малом пространстве внутри городских стен. Символ города - башня высотой шестьдесят один метр - ее фундамент сложили еще римляне, четырехгранное основание относится к 14 веку, срединная часть к 15 веку - к эпохе Возрождения, а барочную кровлю в форме луковицы надстроили после большого пожара. Центр Старого города - площадь Фе - здесь находяся Аптечный музей и скрытый за фасадом в стиле барокко средневековый дом Шторно, где когда-то побывал король Матьяш Корвин. Коллекцию Франца Шторно (картины, мебель), ставшего впоследствии владельцем дома, можно осмотреть тут же, в музее. Достоин внимания и так называемый дом Фабрициуса, а точнее - несколько сросшихся между собой домов на фундаменте из римских руин, куда вписалась даже городская стена.

На южном краю площади стоит Козья церковь - ее строили с 1280 по 1491 год, свое забавное прозвище трехнефный готический храм получил благодаря тому, что его построили на деньги из клада, который обнаружили случайно благодаря потерявшейся козе. Некоторые части фасада и внутренняя отделка датируется 18 веком. С кафедры в южном нефе монах-францисканец Иоган Капистран в 1456 году призывал добровольцев к крестовому походу на турок. Несомненно интересной окажется  и прогулка в расположенный несколько выше старый квартал, где прежде жили немецкие поселенцы. Здесь можно осмотреть приходскую церковь Святого Михаила с тремя нефами равной высоты и фасадом-башней. Желающие отдохнуть и прогуляться на свежем воздухе могут отправиться и к озеру Ферте, в заповедник, населенный птицами редких видов. А если дальше поехать в сторону Дьера, то в пятнадцати километрах - Надьценке можно осмотреть замок Сеченьи. В 1833 году граф-реформатор Иштван Сеченьи перестроил и расширил усадьбу в стиле барокко, превратив ее в классицистский замок с обширным парком. В замке находятся теперь музей, ресторан и отель. Следующие двадцать километров ведут в Фертед, ко дворцу Эстерхази. Князь Миклош Эстерхази строил его по образцу Версаля и Шенбрунна в 1764-1766 годах. Во дворце собирался высший свет того времени. Композитор Йозеф Гайдн тридцать лет работал в соседнем Айзенштадте и в имении Эстерхази как придворный капельмейстер. Дворец считается самым значительным в Венгрии архитектурным памятником барокко. На оставшемся до Дьера отрезке пути преобладает фаст-фуд, разные парковки. Нигде, даже в стороне от дороги, на протяжении шестидесяти километров не найдется гостиницы или ресторана, достойных рекомендации. Поэтому надо ехать скорее, чтобы увидеть Дьер - в этом городе сразу ощущается уют и покой, хотя малолюдным его не назовешь -  население его сто тридцать две тысячи жителей. Во времена кельтов поселение, где реки Раба, Рабца и Маршал впадают в Дунай, называлось Аррабона. За кельтами пришли римляне, потом авары, и, наконец вся область отошла к империи Каролингов. Король Иштван первый сделал город епископской резиденцией. В 1566 году большой пожар уничтожил значительнуючасть домов и улиц, а в конце 16 века разрушение довершили турки.

Благодаря своему выгодному расположению на полпути между Веной и Будапештом, Дьер стал важным торговым центром. В 17 веке его архитектура обрела черты барокко, не стершиеся и до наших дней. Еще в 19 веке, когда проложили железную дорогу Вена-Будапешт, Дьер превратился в значительный промышленный город. Его центр - площадь Сеченьи, окруженная красивыми жилыми домами в стиле барокко. У римлян тут был форум, то есть площадь для рыночной торговли и собраний. Теперь самое крупное сооружение на площади - церковь Святого Игнатия - ее строил в 1634-1641 годах флоринтиец Баччо дель Бьянко, но башни появились позже, в 1726 году. В интерьере церкви особенно хороши фрески и богатый золотой декор. В нескольких шагах отсюда, на углу улиц Ференца Ракоци и Ласло Телеки, размещается Венгерский дом престарелых : чтобы устроить богодельню, епископ Дьердь Сеченьи еще в 1666 году соединил несколько старинных домов двориками в тосканском стиле. Другая интересная площадь, Бечикапу, находится в Старом городе недалеко от берега Рабы - ее окружают импозантные здания в стиле барокко и рококо. Летом атмосфера здесь кажется едва ли не средиземноморской. Особого внимания заслуживают дома Алтабака и Отта на восточной стороне, перестроенные в 18 веке из средневековых зданий. Если пойти отсюда в северном направлении, то попадешь на холм Капталан, высшую точку города. Здесь расположен огромный епископский дворец. От первоначальной постройки одинадцатого века ничего не осталось, но зато в целости и сохранности стоят готическая капелла пятнадцатого века. Напротив дворца высится барочный Собор Богоматери, фундамент которого заложили еще в 1033 году. Сохранившиеся части постройки относятся в основном к 1635-1650 годам. Непременно следует осмотреть фрески Франца Антона Маульберча в боковых нефах, а также готическую капеллу Святого Владислава (Ласло) в южном нефе - начало пятнадцатого века. Здесь хранится шедевр венгерского изобразительного искусства - серебрянный реликвий в виде головы этого святого 1406 года.

Из Дьера можно совершить  небольшую двадцати километровую прогулку к югу, в бенедиктинский монастырь Святого Мартина в Паннонхальме. "Святая гора Паннонии" увенчана величественными монастырскими постройками. Бенедиктинцы появились в этих местах в самом конце десятого века, и уже в 1001 году по воле короля Иштвана Первого они построили и церковь, и все остальные здания. Однако теперешний храм датируется 1225 годом, а комплекс в целом возник лишь в начале девятнадцатого века. Монахи открыли здесь одну из самых уважаемых в стране гимназий; их библиотека насчитывает тридцать тысяч томов и содержит важные документы по истории венгерской Церкви. А теперь путешествие продолжается вдоль Дуная, но через несколько промышленных центров. Через шестьдесят километров - следующий интересный город - Тата, здесь проживает около тридцати тысяч жителей, - возник во времена Древнего Рима, однако первый расцвет пережил только в пятнадцатом веке при императоре Сигизмунде (Жигмонде) и короле Матьяше. Позже, опасаясь турок, городок преобразовали в крепость. В 1727 году земля Таты оказалась во владении семейства Эстерхази; тогда здесь построили дворец и особняки в стиле барокко, а к тому же осушили все окрестные болота. На их месте возникли многочисленные озерца, и поэтому Тату называют  и теперь "городом озер". Все достопримечательности города располагаются на берегах города Эрег - "Старое озеро" и в самом деле старо : оно образовалось еще в Средние века. Дворец Эстерхази в стиле рококо построил Якаб Фельнер в 1777 году, а в 1809 году, спасаясь бегством от Наполеона, император Франц Первый подписал здесь Шенбруннский мирный договор. Теперь во дворце размещается больница. Старый замок на берегу озера был построен в четырнадцатом веке.   


 





 






























 
Туры
ПУИР © 2009