SiteHeart
г. Кодыма
Тел.:
+38(048) 672-66-07
+38 067 185-05-28
 
   
ТУРЦИЯ: КАППАДОКИЯ    

 

                        КАППАДОКИЯ

Регион, с древних времен носящий название Каппадокия, славится своими природными памятниками. Он включает в себя несколько провинций и местечек: Аксарай, Невшехир, Нигде, Кайсери и Кыршехир, а жители расположенных здесь городов и местечек: Учхисар, Гереме, Аванос, Юргюп, Деринкую, Каймаклы и Ихлара гордятся фантастическими пейзажами, поражающими любителей природы величественной красотой так называемых "дымовых труб фей" - причудливых скальных образований, созданных природой за миллионы лет, эти природные шедевры словно населены древними духами. Вид домов и храмов, уходящих глубоко в толщу скал, производит незабываемое впечатление, перенося наблюдателя в неземной, нереальный мир. Миллионы лет назад три горы в Каппадокии: Эрджиес, Хасандаг и Гюлюдаг - были действующими вулканами. Их активность, судя по обнаруженной на стенах пещер наскальной живописи, наблюдалась вплоть до неолита. Извержения вулканов предположительно начались в верхнем миоценовом периоде, около семидесяти миллионов лет назад, и лава изливалась из вулканов в неогеновые озера. Плато, образованное вулканическим туфом в результате извержений самых больших вулканов, постоянно меняло свой облик из-за извержений меньших по размеру и менее активных вулканов. Начиная с верхнего плиоценового периода, пласты туфа подверглись эрозии под воздействием дождевой воды, а также вод рек и озер, в особенности реки Кызылырмак. Сегодня мы видим плато таким, каким оно стало в результате этих геологических процессов. Паводковые воды и сильные ветры сделали свое дело, разрушив мягкую вулканическую породу и обнажив более твердые скальные породы, что привело к образованию так называемых "дымовых труб фей". За долгие века эти скалы приобрели самые прихотливые очертания, напоминающие иглы, конусы, колонны, грибы, а одна из скал удивительно похожа на голову в шляпе. Люди поселились в Каппадокии еще в доисторические времена, чему есть множество доказательств. Однако наиболее весомыми материальными свидетельствами присутствия людей являются обнаруженные во время раскопок древние поселения. В раннем бронзовом веке, благодаря развитию торговых сетей, Каппадокия сблизилась с ассирийской цивилизацией, и именно в этот период здесь появилась письменность. Исследователи изучили множество глинянных табличек, испещренных клинописью, так называемых "каппадокийских табличек", которые донесли до наших дней эхо далекого прошлого, поведав о налогах и процентных ставках того времени, брачных контрактах и торговых спорах древних жителей. В Каппадокию стремилось множество народов хаты, а затем хетты, фригийцы, персы, римляне, византийцы, сельджуки и турки-османы, и каждый из них оставил свой след в истории. Выгодное географическое положение Каппадокии делает этот регион стратегически важным, его пересекали с востока на запад и с севера на юг основные торговые пути древнего мира, включая знаменитый "Шелковый путь". Их влияние на историческое и культурное развитие региона трудно переоценить. Именно Каппадокия стала местом встречи и взамопроникновения различных религий и философских учений, возможность контроля над торговыми путями и, конечно, богатства Каппадокии привлекали завоевателей, поэтому регион часто подвергался набегам и грабежам. Чтобы защитить себя от разбойников, местное население переселилось в пещеры и гроты, входы в которые можно было скрыть от непрошенных гостей. И так как жить в пещерах порой приходилось довольно долго, они постепенно превращались в подземные города с источниками воды, продовольственными и винными складами и храмами - некоторые из них были построены еще до нашей эры.

В начале первого тысячелетия нашей эры, спасаясь от преследования Рима, в труднодоступные районы Каппадокии пришли первые группы христиан - одна из таких групп, появившаяся здесь во втором веке из Иерусалима через Антиохию (Антакью) и Цезарею (Кайсери), осела в районе, который сегодня называется Деринкую. Христиане обнаружили, что высекать пещеры в вулканическом туфе достаточно просто, и принялись за расширение природных пещер, а затем начали строить туннели, связывающие пещеры между собой. Они сооружали не только жилища, но и часовни, церкви и монастыри, силой своих сердец, ума и рук творя необходимый им мир покоя и безопасности. В Каппадокии более тысячи церквей и часовен - разнообразие их архитектуры, внешняя отделка и внутреннее убранство поражают взгляд - в культовых сооружениях колосальное богатство форм религиозной архитектуры базилики с одинарными, двойными и тройными нефами, крестообразными планами, папертями, боковыми пределами, апсидами, куполами, колоннами и причем все они высечены из камня. Многие из этих церквей расписаны искусными фресками. В храмах и других зданиях подземных городов не прекращаясь, идут реставрационные работы, однако это не мешает принимать ежегодно тысячи посетителей. В истории Каппадокии есть, разумеется, не только языческие и христианские храмы. С приходом в Анталью ислама, Каппадокия стала приютом и для ряда выдающихся мусульманских ученых и философов. В 14 веке турецкий мусульманский мистик Хаджи Бекташ-и-Вели поселился в округе Невшехир, в городе, который сегодня носит его имя - Хаджибекташ. Основные постулаты созданной им философской школы, сыгравшей выдающуюся роль в достижении единства между различными тюркскими группами в Анатолии, предвосхитили "ВСЕМИРНУЮ ДЕКЛАРАЦИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА". Здесь находится прекрасный музей и гробница знаменитого философа - церкви с фресками и высеченные в скалах дома, растянулись на четырнадцать километров от долины Ихлара, которая находится в сорока километрах от Аксарая, до городка Селиме. Некоторые из этих построек датируются четвертым веком нашей эры. Здесь множество достопримечательностей, но в первую очередь следует посетить "Эгриташ" - в переводе с турецкого "кривой камень", Агач Алты, Кокар, Йиланлы, Пюренли, Кыркдаматлы, Ала, Дирекли, а также монастырь "Кале" - что означает "крепость" и собор Селиме. Здесь можно сделать остановку в одном из юргюпских "винных домов", которые превратят приятную усталость в сладкий отдых. Подается ли вино в грубых глиняных кувшинах или в элегантных хрустальных бокалах, в любом случае это будет незабываемо. Невозможно устоять перед искушением отведать красные или белые вина, полученные из изысканных сортов винограда, выращенных на плодородных виноградниках Каппадокии. И хотя некоторые виноделы перешли на современные технологии виноделия, многие здесь все еще производят вино добрыми старыми методами.

Согласно мусульманским верованиям, голубь является символом семейного благополучия и преданности семье, в христианстве он олицетворяет святой дух. На вершинах гор почти во всех долинах региона можно увидеть голубятни, высеченные на восточных и южных склонах гор. Эти птичьи дворцы построены в 18 веке и украшены элементами исламского искусства. И вот - "Центр Верований", где тайны прошлого, кажется, витают прямо в воздухе. Во времена Римской империи - Гереме, что в десяти километрах от Невшехира, использовался жителями Венессы (Аваноса) как своего рода некрополь. Церкви Дурмуш Кадир (Святого Иосифа), Эль Назар, Саклы, Марьям Ана (Святой Марии) и Кылычар ("сабли") производят неизгладимое впечатление на посетителей. Музей под открытым небом в Гереме находится в том месте, где зародилась система образования, объединившая в себе христианские идеи Святого Василия Великого  и его братьев. В церкви Токалы, Монастыре монахов и монахинь, часовне Святого Василия, а также храмах Эльмалы ("яблочная церковь"), Йиланлы, Каранлык ("темная церковь") и Чарыклы - посетителей поражают превосходно сохранившиеся архитектурные детали и фрески. В местечке Ортахисар, в шести километрах от Юргюпа, наилучший вид открывается из крепости, которая в давние времена была стратегически важным пунктом. У основания крепости можно увидеть прекрасные образцы жилых построек. Стоит осмотреть и церковь Юзюмлю ("виноградная"), на западной стороне горы. В Аваносе, в восемнадцати километрах от Невшехира, сохранились гончарные традиции, восходящие к хеттейским временам. Добравшись до центра гончарного ремесла, видим множество работающих или наблюдающих за работой гончаров людей. Если захотите попробовать себя в качестве гончара, зайдите в лавку, наденьте фартук и займите место у гончарного круга. А на память можно купить несколько образцов гончарного искусства и захватить изготовленный собственными руками шедевр, который будет веять приятными воспоминаниями о счастливых минутах, проведенных здесь.

Нельзя оставить без внимания церкви Карабаш - "черный монах", Куббели - "с куполом" и Святой Варвары (Тахталы Килисе - "церковь с дощатым полом"), расположенные в Долине Соганлы в провинции Кайсери, славящейся своей архитектурой и фресками. Церковь Эски Гюмуш - "старое серебро" вырублена в скале монастыря и украшена детально прописанными, искусно выполненными фресками. Обязательно следует посетить такие важные памятники христианской культуры, как церкви в подземных городах Кавлактепе, Фертек, Конаклы, Баглама, Кайирлы и Акдаш Андабалис. Можно посетить древний город Тьяна, история которого восходит к римскому периоду. Вырубленные в пещерах кельи в провинции Кыршехир также представляют собой замечательные произведения христианской культуры. Великолепные подземные города - одна из главных примет Каппадокии, но среди множества этих памятников древности особо выделяется подземные города в Каймаклы, Деринкую, Мазы, Озконаке и Татларине. После проведенных реставрационных работ они открыты для посетителей. Каппадокия внесена ЮНЕСКО в список памятников мировой культуры. Туристы имеют замечательную возможность полюбоваться образцами искусства времен сельджуков и Османской империи - самые знаменитые из образцов архитектуры сельджукского периода - это минарет Эгри и караван-сарай Алайхан и Султанханы (провинция Аксарай). Широко известны также караван-сарай Сарыхан и мечеть Ташкин-паша в Юргюпе в провинции Невшехир, мечети Сунгур Бей и Алладин в Нигдэ. В провинции Кайсери стоит посетить Денер Кюмбет (мавзолей), мечеть Куршунлу, дворец Гюпгюпоглу Конагы, Кара Мустафа Паша Караван-сарай и Каратайхан Караван-сарай. В Кайсери обязательно зайдите в "Музей истории медицины", расположенный в бывшем медресе Щифайе - это старейшее медицинское образовательное учреждение и больница в Анатолии, построенная по приказу сестры султана Гияседдина Кейхюсрев Первого в 1205 году. Среди главных памятников историко-культурного наследия провинции Кыршехир - мечеть Джаджабей, мечеть Ахи Эвран, мавзолей Ашик-Паши, мавзолей Меликгази и мост Кесиккепрю (короткий мост). Каппадокия щедро раскрывает перед туристами несметные богатства и чудеса своей уникальной природы, способные удивить самых искушенных путешественников, и радует взор изысканными творениями человеческих рук. Рассмотреть эти чудеса, взмыв ввысь, в голубые небеса на воздушном шаре, с высоты птичьего полета любуясь простирающимися в бесконечность извилистыми долинами, загадочными великолепными церквями и причудливыми формами "дымовых труб фей" - удовольствие, не сравнимое ни с чем другим. Мастерство ремесленников Каппадокии граничит с высоким искусством - магазины и рынки, выставляющие в своих ветринах товары, произведеные местными мастерами, радуют глаз необычным богатством и разнообразием изделий. Из добываемого в Каппадокии оникса вырезают изящные вещи и украшения, тряпичные куклы в ярких узорчатых одеждах, передающие очарование и теплоту местного колорита, несомненно, понравятся коллекционерам. Изготовление керамики, производство изделий из фарфора, обработка кож, производство восхитительных вин, другие промыслы и ремесла - все это хорошо развито в Каппадокии - "Художественной галерее природы" - природные, исторические и культурные богатства которой привлекают туристов.

 

              БЕРЕЖНОЕ  ОТНОШЕНИЕ К  КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ
Мировое культурное наследие можно сравнить с гигантской мазаикой. Каждый памятник, каждый объект представляет собой незаменимую часть общей картины, которая дает нам понимание наших истоков, истории нашего развития и нашей современности. Эта картина помогает нам понимать и ценить культуры других народов и эпох. Каждое открытие, каждая идея добавляет новые элементы в общую картину, делая ее более полной и понятной. И сегодня Правительство Турции очень старается обеспечить сохранность каждого элемента этой огромной мозаики, чтобы и будущие поколения могли восхищаться ее красотой и гармонией. Многие не осознают того, что наше общее культурное наследие подвергается опастности не только из-за природных катаклизмов, таких как землетрясения, наводнения, но и от разрушительного воздействия деятельности человека и загрязнения окружающей среды. Даже самые невинные, на первый взгляд, увлечения, например, коллекционирование древних черепков или осколков старинной мозаики, будут иметь разрушительные последствия, если этому примеру последуют тысячи людей. Дотрагиваясь до предмета из камня, металла или ткани, мы неизбежно оставляем на его поверхности следы жира, кислоты и пота. Взбираясь на памятник, мы незаметно расшатываем его основание, что когда-нибудь неизбежно приведет к его разрушению. А желание некоторых людей написать или вырезать свои имена на памятниках, наносит нашему общему достоянию непоправимый ущерб. Проходя с большими сумками или рюкзаками по узким, заполненным посетителями проходам, можно нечаянно разбить предмет искусства или поцарапать фреску. Давайте же вместе восхищаться разнообразием и богатством нашего культурного наследия и беречь его для себя и потомков.
 


















 
Туры
ПУИР © 2009