SiteHeart
г. Кодыма
Тел.:
+38(048) 672-66-07
+38 067 185-05-28
 
   
ТУРЦИЯ: СТАМБУЛ    

                       СТАМБУЛ

Стамбул возник около трех тысяч лет назад и за это время успел побывать столицей трех империй: Римской, Византийской и Османской. В двадцатом веке столицей Турецкой республики объявили Анкару, но Стамбул так и остался самым большим и самым притягательным городом страны - это единственный в мире город, расположившийся сразу на двух континентах, в Европе и Азии. Пролив Босфор рассекает Стамбул на две части: на восточную - азиатскую, и на западную - европейскую. Европейская часть тоже разделена надвое, но уже бухтой Золотой Рог. По концентрации памятников архитектуры со Стамбулом не может соперничать ни один город Турции - здесь султанские дворцы, самые красивые мечети, лучшие в стране музеи и самые колоритные в стране базары. Почти все туристические достопримечательности сосредоточены в европейской части Стамбула, азиатская же часть в основном представляет собой жилые кварталы. Хотя Стамбул больше не является административной столицей страны, он остался экономической столицей Турции и, безусловно, крайне притягательным местом для туристов со всего мира. Первые поселения на месте нынешнего Стамбула появились в седьмом веке до нашей эры, их основали греческие колонисты. Вначале возникло поселение на азиатском берегу - в том месте, где сейчас находится Кадикю. Спустя несколько десятилетий в эти места прибыли новые поселенцы, предводимые человеком под именем Визант. Легенда гласит, что дельфийский оракул посоветовал Византу поселиться напротив страны слепых. Визант был озадачен столь странным советом, но когда он со своими людьми появился на азиатском берегу Босфора, где уже было поселение, он понял, что имел ввиду оракул: противоположный, европейский берег Босфора был так удобен для обустройства поселения, что только слепые могли этого не заметить. Визант заложил город на европейском берегу, на мысе между бухтой Золотой Рог и проливом Босфор, там, где ныне находится султанский дворец "Топканы". Город получил название "Византий". В 196 году Византий был завоеван римлянами и вошел в состав римской империи, а после 330 года город сменил название - он стал "Константинополем", когда император Константин Первый перенес сюда столицу империи. Константинополь стремительно рос: из Рима переселялись представители имперской элиты, торговцев и ремесленников завлекали низкими налогами, велось активное строительство, возводились акведуки для подвода воды, городские стены, храмы и дома для горожан, строительные материалы доставлялись сюда из самых отдаленных уголков обширной империи. В 395 году, когда Римская империя разделилась на Западную и Восточную - Константинополь стал столицей восточной Византийской империи, и это был период расцвета города. Константинополь обрел такое великолепие и так разбогател за несколько веков, что направлявшиеся в Святую Землю крестоносцы, позабыв о конечной цели своего похода, в 1204 году взяли город штурмом и разграбили его. Все, что можно, завоеватели вывезли в Европу, что не получилось, уничтожили на месте. Константинополь так и не оправился от сильного землетрясения и в 1453 году стал добычей османского султана Мехмеда Второго, который сначала выстроил на европейском берегу Босфора Константинополя крепость Румелихисары, чем поставил под свой контроль сообщение между Черным и Средиземным морями, а позже организовал штурм города с суши. Завоевав Константинополь, Мехмед Второй переименовал его в Стамбул и превратил в столицу Османской империи. Жители города были частью убиты, частью изгнаны, но спустя несколько лет политика турок поменялась. Желая возродить былое величие города, они не препятствовали поселению в здешних местах людей любой веры и национальности. Сами турки предпочитали селиться в историческом центре Стамбула, там, где сейчас находится дворец Топканы и мечеть Айя-София, то есть к югу от залива Золотой Рог, а к северу от залива проживали греки, евреи, армяне, здесь же размещались зарубежные посольства. На азиатском берегу Босфора жили турки, персы, армяне и греки. В столице своей империи османы вели активное строительство. Православный собор Святой Софии был пересторен в мечеть Айя-София - на том месте, где когда-то был дворец Византийского императора Константина, построили султанский дворец Топканы, возникали новые мечети, рынки и турецкие бани. Жилые дома строились в основном из дерева и в частых пожарах выгорали целые кварталы. Даже в 19 веке побывавшие в Стамбуле европейцы отмечали, что там почти невозможно встретить жилой дом, которому было бы больше шестидесяти лет. Сегодня отдельные экземпляры османской жилой архитектуры в крайне плачевном состоянии еще можно встретить в лабиринте улочек близ мечети Сулеймана, а отреставрированные дома в османском стиле можно увидеть на улице Согюкчешме, между собором Айя-София и султанским дворцом Топканы...  Когда Османская империя прекратила свое существование, столицей образованной на ее осколках Турецкой республики - Ататюрк - провозгласил Анкару, но Стамбул сохранил за собой славу самого большого города и крупнейшего делового центра страны.

             

              СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ

Этот собор - жемчужина византийской архитектуры, назван не в честь святой по имени София, а в честь Мудрости Божьей (по-гречески "София" - это мудрость) - он был построен на том месте, где до нее в разное время уже существовали две базилики - первая сгорела, вторая была разрушена во время восстания. Строительство инициировал император Юстиан в 532 году и сто архитекторов, тысяча строителей возвели за пять лет собор, который потом еще тысячу лет оставался самым большим культовым сооружением мира - до постройки Собора Святого Петра в Риме. На протяжении девяти веков Собор Святой Софии- был христианским храмом, но после завоевания Константинополя турки превратили храм в мечеть, закрыли мозаики штукатуркой, пристроили минареты. В 1935 году  - Ататюрк- объявил Собор Святой Софии - музеем, чтобы исключить возможные конфликты между мусульманами и христианами. Реставраторы расчистили поздние наслоения и теперь на стенах и сводах мирно соседствуют лики христианских святых и медальоны с изречением Мухаммеда. Из нартекса (своеобразной "прихожей") в центральную часть храма ведут девять ворот. Через центральные, самые большие, входил император, через соседние, поменьше - аристократы, а самые маленькие ворота предназначались простой публике. Над императорскими воротами - мозаика девятого века: сидящий на троне Христос, рядом с которым коленопреклонный император Лев Шестой. Поверх мозаик над воротами в нартексе видны католические кресты, их нанесли крестоносцы, захватившие православный Константинополь в 1204 году.  Они же разграбили сокровищницы Святой Софии. Через императорские ворота войдите в центральную часть храма, его размеры - семьдесят семь метров в длину и семьдесят один метр в ширину, верхняя точка ста шестидесяти тонного купола над вашей головой находится на высоте пятьдесят шесть метров, сам купол имеет форму эллипса и опирается на две стены и два полукупола, каждый из которых опирается еще на три полукупола. Сложности при возведении купола возникли потому, что центральная часть собора в плане представляет собой не квадрат, а прямоугольник. Теперь посмотрите вниз: на мраморном полу по окружности купола высечены кресты - они повторяют контур купола. На полу справа от апсиды (алтаря) - большой круг в обрамлении кругов поменьше - сейчас это место ограждено металлической цепью. Именно здесь прежде короновались византийские императоры и это место считалось центром мира. Расположенная рядом конструкция предназначалась для хора, а вот поднятое на высокие изящные опоры сооружение - это место султана. Если встать спиной к аспиде, то над императорскими воротами можно увидеть галерею - во время церковной службы там находилась жена византийского императора, для других женщин предназначены галереи справа и слева. На восьми огромных диаметром, около восьми метров каждый, зеленых медальонах написаны имена Аллаха, пророка Мухаммеда, двух внуков пророка и первых четырех халифов. Мимо "султанского места" от аспиды пройдите за колонны в северный неф собора. В элементах оформления золотой мозаики на потолке, а также внизу, в мраморном обрамлении стен, угадываются изображения свастики, языческого знака вечности - создатели собора хотели, чтобы Святая Софья стояла вечно. По северному нефу возвращайтесь в направлении входных ворот - вы выйдите к " плачучущей" колонне, нижняя часть которой закрыта медными листами. В одном из листов  проделано отверстие, в котором видно углубление - за много веков протерли жаждавшие чуда люди - они дотрагивались до колонны в том месте, к которому, согласно легенде, припадал разболевшейся головой император Юстиниан. Падающее на мрамор колонны освещение, порой создает иллюзию того, что она влажная, отсюда ее название. Выйдя из центральной части храма через императорские ворота в нартекс, пройдите налево к выходу, массивным бронзовым дверям, которым немногим меньше тысячи духсот лет, сразу за порогом над дверями мозаика: Дева Мария с Иисусом, императоры Константин и Юстиниан. У первого в руках - макет Константинополя, у второго - макет собора Святой Софии.

                   

                    ДВОРЕЦ  ТОПКАПЫ

Османы начали строительство дворца Топкапы через несколько лет после завоевания Константинополя, султаном Мехмедом Вторым и на протяжении последующих четырех столетий здесь непрерывно что-то возводилось, перестраивалось, восстанавливалось после нередких пожаров. Каждый следующий султан вносил в архитектуру дворцового ансамбля что-то свое и в годы расцвета Османской империи дворец занимал гораздо большую, чем сейчас, площадь: то место, которое ныне отведено железнодорожному вокзалу Сиркеджи, тоже когда-то был территорией дворца. Топкапы был сердцем Османской империи, ее административным центром, где принимались решения, влиявшие, без преувеличения, на судьбы мира, здесь жил султан со своей семьей, высшие сановники империи, а также многочисленный обслуживающий персонал. В общей сложности на территории дворца жили и работали пять тысяч человек, еще столько же ежедневно посещали Топкапы по служебным делам. Перед главными воротами, которые называются Баб-и Хумаюн, или Высокая Порта (так же когда-то называли и Османскую империю), справа от них, возвышается фонтан Ахмеда Третьего, построенный специально для прибывших издалека в султанский дворец путников. Сразу за воротами Баб-и Хумаюн - первый двор, или парадная площадь, где когда-то устраивались военные парады янычар, главных охранителей империи. Во дворе слева находится церковь Святой Ирины. Османы ее не разрушили, но и в мечеть не перестроили, а использовали как арсенал. Справа - кассы по продаже входных билетов и Фонтан Палача, возле которого когда-то казнили провинившихся, а после казни палач смывал кровь в этом фонтане. Следующие ворота называются Баб-и Селям (Ворота приветствия) - они сделаны из металла и каждая створка весит несколько тонн - когда-то в эти ворота на коне имел право въезжать только султан, все остальные были обязаны идти пешком. В двух башнях по обе стороны ворот жила обслуга, здесь же содержались приговоренные к смерти. Ныне за этими воротами, собственно, и начинается музейный комплекс Топкапы. Пройдя через рамку металлоискателя, вы окажетесь во втором дворе. Когда-то здесь дожидались приема у султана заграничные послы, здесь же заседлан "диван" (Высший совет во главе с Великим Визирем), справа от ворот за стеклом вы увидите коллекцию султанских колясок, далее длинная постройка с частоколом труб на крыше - это дворцовые кухни, где трудились около четырехсот поваров и их помощников, а в дни самых больших праздников здесь насчитывалось до тысячи работников, они ежедневно обеспечивали трехразовым питанием пять тысяч обитателей дворца. Отсюда же пища доставлялась в покои султана. Говорят, что перед подачей к султанскому столу все блюда обязательно дегустировал старший сын главного повара - султан боялся быть отравленным. Сейчас в помещениях бывшей дворцовой кухни экспонируется коллекция фарфора с 7 по 19 века (от китайского до европейского), а также кухонная утварь. Обратите внимание на селадоновую коллекцию - посуду зеленого цвета. Зеленая эмаль меняла свой цвет при соприкосновении с ядами, что позволяло вовремя обнаружить отравленное блюдо.

Напротив дворцовых кухонь, слева от входных ворот, располагаются макет дворцового комплекса, вход в гарем, "Куббеалты"(помещение для заседаний "дивана"), оружейная палата с коллекцией оружия и сорокаметровая "Адалет Кулеси" ("Башня правосудия"), которая когда-то служила наблюдательной вышкой. В "Куббеалты" четыре раза в неделю заседал "диван" - собрание высших сановников Османской империи. Султан не находился при этом непосредственно среди своих министров, для него была предусмотрена отдельная комната. За зарешеченным окном, которое находится над креслом Великого Визиря, невозможно было рассмотреть - есть в комнате султан или нет, постоянное незримое присутствие хозяина дисциплинировало сановников, ведь любого из них обладавший неограниченной властью султан за провинности или по собственному капризу мог отдать в руки палачу в любую минуту. Экскурсии в Гарем проводятся каждые тридцать минут на английском и турецком языках. Традиционное жилище турка, особенно зажиточного, предполагало наличие двух половин: "селамлика" - где хозяин принимает гостей, и "гарема" - где протекала семейная жизнь турка и куда не было доступа никому, кроме членов семьи. Обычно, в султанском гареме согласно канонам ислама проживали четыре жены и многочисленные наложницы (в разное время от трехсот до восьмисот), а также мать султана, которая была главной хозяйкой в гареме, и султанские дети. Женщины попадали в гарем, как трофеи в результате завоевательных походов войск султана, либо приобретались на невольничьих рынках. Никаких хозяйственных работ они не выполняли, их обучали игре на музыкальных инструментах и вышиванию - их жизнь была "жизнью в золотой клетке". Жена или наложница султана, родившая ему сына, получала право поселиться в отдельной комнате и становилась "хасеки" - любимой женой. Особенно предпочтительным считалось родить для султана его первого сына, наследника престола, в этом случае мать его могла не переживать о своем будущем. Некоторым наложницам по достижении тридцатилетнего возраста разрешалось покинуть султанский гарем и выйти замуж за кого-нибудь из высокопоставленных сановников.

Взять в жены султанскую наложницу считалось большой удачей,ведь та была посвящена во многие тайны султанского двора и могла поспособствовать карьере своего новоиспеченного мужа. От вторжения посторонних в гарем, охраняли "черные евнухи" - кастрированные негры, цвет кожи которых был дополнительной гарантией того, что султан не назовет своим наследником ребенка, рожденного от связи наложницы и евнуха, если подобное чудо вдруг произойдет. Итак, сразу за входом в гарем, слева - галерея. Тут жили черные евнухи, а за стеклом - главный евнух, который был третьим лицом в гареме после султана и его матери. Далее внутренний двор, где прогуливались наложницы, над большим зеркалом вверху - комнаты наложниц, слева по ходу - каменные столы, где распределялась еда для обитателей гарема. Далее через внутренний дворик, мимо бани для наложниц и их комнат, попадаем в зал под куполом, это уже покои матери султана. Ванную комнату самого султана можно узнать по золоченной решетке - ее установили специально, чтобы султана не убили во время купания. Туалет с канализацией - немаловажная деталь, ибо в те давние годы обитатели королевских дворцов Европы были куда как менее чистоплотны. Самое красивое помещение - центральный зал, в котором султан проводил время в кругу семьи. Сам он сидел под шатром, жены на диване по правую руку, в то время как наложницы наверху, на галерее, играли на музыкальных инструментах (эти инструменты можно увидеть за стеклом в отдельной комнате справа от входа). Комната с двумя шатрами - это дневной зал султана. Слева в стене можно увидеть нишу с источником воды - бегущая вода - часто встречающаяся деталь интерьера султанских покоев - использовалась не в целях омовения, а для того, чтобы речей султана не слышали чужие уши, журчание воды создавало шумовой фон. Последняя комната на этом маршруте - это, предположительно, султанская столовая (предположительно, так как о внутренней жизни гарема свидетельств осталось крайне мало). По ходу движения в другую сторону от входа в гарем - комната принца - наследника. Далее - территория султанских жен: открытая площадка с видом на бухту Золотой Рог и почти пятидесятиметровой длины коридор на пути к выходу из гарема. Этот коридор называется "алтын пол" ("золотая дорога"), так как здесь наложницы встречали своего вернувшегося из похода господина, а он одаривал их драгоценностями, отсюда и пошло название.

Ворота, ведущие из второго в третий двор, называются "Воротами счастья" - на площадке перед этими воротами вступали на престол султаны, здесь же султан находился во время праздничных церемоний, здесь проводились и траурные мероприятия. На ныне огороженном прямо перед воротами месте раньше устанавливался священный флаг пророка (его можно увидеть в хранилище святых реликвий в третьем дворе). "Ворота счастья" охраняли "белые евнухи". Доступ в третий двор был только у султана, членов его семьи, у великого визиря (он шел к султану для доклада о принятых на "диване" решениях), у высших сановников империи (если их вызывал султан), и у иностранных послов. Султан принимал гостей в Зале аудиенций, в красивой постройке с колоннами, находящейся сразу за "Воротами Счастья". Сразу за Залом Аудиенции расположена библиотека султана Ахмеда Третьего. Справа от ворот когда-то была школа "Эндерун", учебное заведение, куда отбирали лучших учеников со всей Османской империи, здесь их готовили к чиновничьей службе. Ныне в помещениях справа от ворот можно осмотреть коллекцию султанской одежды и экспонаты Сокровищницы дворца. В первом зале Сокровищницы обратите внимание на трон из эбенового дерева, инкрустированный перламутром и слоновой костью - им пользовался султан Мурад Четвертый во время похода в Багдад. Здесь же сабля султана Сулеймана Великолепного, на время правления которого пришелся пик расцвета Османской империи, и трость, украшенная драгоценностями, которую подарил султану Абдул Хамиду Второму немецкий император Вильгельм Второй. Во втором зале вы увидите трон султана Ахмеда Первого из дерева грецкого ореха, кинжал "Топкапы" с тремя большими изумрудами и с часами, встроенными в тыльную часть рукоятки. Османские послы везли кинжал в подарок персидскому шаху, но вернулись с полдороги, узнав, что шах убит восставшими поддаными. Здесь хранится крупнейший в мире изумруд весом в три тысячи двести шестьдесят граммов. В третьем зале самый ценный экспонат - бриллиант "Кашикчи" весом восемьдесят девять карат, входящий в десятку самых больших бриллиантов мира. Он обрамлен сорока девятью бриллиантами поменьше. Здесь же два светильника из золота весом по сорок восемь килограмм, для украшения каждого использовано более шести тысяч бриллиантов. Трон султана Мурада Третьего из орехового дерева покрыт золотыми пластинами и украшен драгоценными камнями. И, наконец, в четвертом зале - трон султана Махмуда Первого, подаренный ему персидским шахом Надиром, а также христианская реликвия - Мощи Иоанна Крестителя. Кроме того, в третьем дворе можно увидеть галерею султанских портретов, коллекцию часов и собрание святых мусульманских реликвий. Реликвии ислама хранятся в украшенном изникскими изразцовыми плитками здании, эти реликвии перевез в Стамбул султан Селим. Самыми ценными экспонатами здесь являются хырка (рубашка) пророка Мухаммеда (та, что в золотом коробе), священный флаг пророка, отпечаток ступни пророка, волос из его бороды, его зуб и якобы собственноручно написанное им письмо (хотя считается, что пророк не обучен был грамоте), а также сабля пророка. Здесь же сабли его приемников, халифов. Семь часов в день, хранилище святых реликвий мулла читает суры Корана. Через проход в углу третьего двора можно спуститься в четвертый двор. По правую руку вы увидите дворец Меджида (или Новый дворец), самая последняя по времени постройка в Топкапы, возведенная в 20 веке. Теперь здесь ресторан, а из расположенного у подножья дворца Меджида, кафе открывает вид на пролив Босфор и азиатскую часть Стамбула. По левую руку от входа в четвертый двор с террасы открывается еще один прекрасный вид - на бухту Золотой Рог и раположенный на ней район Галата. Посреди террасы - бронзовый балдахин на четырех опорах, здесь султан Ибрагим в 17 веке в дни священного месяца рамадан разговлялся после захода солнца. Слева от балдахина помещение для "суннат", церемонии обрезания принцев - наследников, а справа - Богдадский павильон ("Багдад кешк"), построенный Мурадом Четвертым в озноменование завоевания Багдада. При Мураде был сооружен и Ереванский павильон ("Реван кешк") - это здание с колоннами рядом с фонтаном возникло в память о покорении Кавказа. Домик с диванами неподалеку от Багдадского павильона служил для просмотра почты, поступающей в адрес Султана со всей Османской империи.

                    

                 МЕЧЕТЬ СУЛТАНАХМЕТ

Построена при султане Ахмеде Первом в 1609-1616 годах. Второе название  - "Голубая Мечеть" - дано ей из-за цвета изникских плиток, украшающих мечеть изнутри. Большая редкость - наличие шести минаретов, обычно их строили меньше. Столько же когда-то было только у Большой мечети в священной Мекке. Поэтому когда была построена мечеть "Султанахмет", Большой мечети в Мекке пришлось добавлять седьмой минарет, чтобы подтвердить свою исключительность. Вход из внутреннего двора в мечеть - только для мусульман, туристам же следует пройти через двор, из двора налево, к отдельному входу. Здесь непременно следует разуться, обувь сложить в пластиковый пакет, женщинам покрыть голову платком. Если в мечети проходит служба, что случается пять раз в день, вам придется дожидаться ее окончания.
                 

             АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Музейный комплекс включает в себя непосредственно Археологический музей, музей Древнего Востока и Изразцовый павильон. В Археологическом музее -  собрана одна из лучших в мире античных коллекций: внушительное колличество саркофагов, в том числе саркофаг Александра Македонского, античных статуй, изделий из бронзы и керамики, ювелирных изделий. В Музее Древнего Востока - выставлены находки из самых отдаленных уголков некогда обширной Османской империи, здесь есть экспонаты с Аравийского полуострова, из Египта, Месопотамии. Обратите внимание на керамический рельеф с изображением льва, когда-то украшавший путь к воротам Иштар в Вавилоне. В Изразцовом павильоне, построенном в 1474 году, как место развлечений - ныне собрана коллекция изразцов.

              

               ЦИСТЕРНА БАЗИЛИКИ

Подземное водохранилище рядом с Айя-Софией было построено в шестом веке, в византийскую эпоху, и использовалось вплоть до шестнадцатого века. Оно спасало во время осад, когда велика была вероятность отравления врагами воды, поступающей в город из точки, отдаленной от Стамбула на двадцать километров. Подземный зал вмещал восемьдесят тысяч кубометров воды, своды высотой восемь метров поддерживают триста тридцать шесть колонн. В "Цистерне Базилике" - две достопримечательности - "Колонна слез", привезенная с форума Феодосия, другая - "Две колонны", покоящиеся на основании в виде голов Медузы. Посетители проходят по широким деревянным мостикам под звуки тихой классической музыки и шум капели. Под мостиками - чистая вода, в которой плавают огромные карпы.

                    

              МЕЧЕТЬ СУЛЕЙМАНИЙЕ

Возвышаясь над Золотым Рогом, на холме стоит одна из красивейших мечетей Стамбула, шедевр знаменитого архитектора Синана - Мечеть Сулейманийе, возведенная в 1550-1557 годах по приказу Сулеймана Великолепного лучшим архитектором Османской империи Синаном - четыре минарета мечети символизируют то, что Сулейман Великолепный был четвертым султаном с момента завоевания Стамбула(Константинополя), а десять галерей - что он был десятым по счету правителем Османской империи. Верхняя точка центрального купола расположена на высоте пятьдесят три метра, в мечети могут одновременно молиться пять тысяч человек. Входя, оставьте обувь перед дверью в мечеть.

       

              КРЫТЫЙ РЫНОК И ЕГИПЕТСКИЙ РЫНОК

Местные жители говорят, что аромат старины постепенно улетучивается из-под сводов этого крытого рынка, здесь уже не торгуют пряностями и не встретишь антикварных вещей, но именно тосюда можно увезти хорошие сувениры в память о Турции. "Крытый рынок" -  возник в 1461 году, многократно горел, но неизменно восстанавливался, и ныне занимает площадь двести тысяч квадратных метров, где под одной крышей располагаются несколько тысяч торговых лавок, продающих изделия из кожи, золота, меди, оникса. Этот крытый "Египетский рынок" - у Галатского моста называют еще - "Рынок пряностей". Здесь действительно меньшую долю, чем на "Крытом Рынке", составляют сувенирные лавки, чаще встречаются пряности и сладости. Рынок возник в 1660 году, он намного меньше "Крытого Рынка", но из-за меньшего колличества иностранных туристов, кажется более "турецким", чем "Крытый Рынок". В окрестностях Египетского рынка продают фрукты и овощи. Здесь же одноименный причал пассажирских теплоходов.
 

         ЕВРОПЕЙСКАЯ ЧАСТЬ СТАМБУЛА - К СЕВЕРУ ОТ БУХТЫ ЗОЛОТОЙ РОГ

              ДВОРЕЦ ДОЛМАБАХЧЕ

Султан Абдул Меджид Первый, проводя преобразования  в Османской империи, в числе прочего решил создать замену ветшающему дворцу Топкапы. На европейском берегу Босфора было подходящее место, где в 16 веке, засыпав грунтом небольшую бухту, султан Ахмед Первый построил деревянный дворец, позднее сильно пострадавший от пожаров. На его месте Абдул Меджид Первый велел построить новый дворец, роскошь которого подтверждала бы величие империи. Только лишь на украшение дворца ушло четырнадцать тонн золота и сорок тонн серебра, а всего возведение дворца и оформление его интерьра обошлось в пол миллиарда долларов по нынешнему курсу. Во дворце насчитывается двести восемьдесят пять комнат и сорок три зала, почти полторы тысячи окон, более ста пятидесяти часов и около трехсот ваз. Здесь, как и во дворце Топкапы, существует деление на две части: "селамлик"( административная) и "гарем"(семейная) - соответственно по залам дворца проложены два туристических маршрута. Для осмотра открыта лишь часть из залов. "Селамлик" - на этом маршруте внимание привлекает ведущая наверх лестница с балконами из венецианского стекла, а также свисающая над этой лестницей хрустальная люстра весом 2,5 тонны. Далее в залах второго этажа среди прочих достопримечательностей можно увидеть расстеленные по полу медвежьи шкуры, подаренные русским царем Николаем Вторым, а стены залов украшают картины Айвазовского, который некоторое время прожил в Стамбуле. Тронный зал, самый большой и роскошный во дворце - из-под купола тридцати шести метров высоты свисает подаренная английской королевой Викторией люстра, весом около пяти тонн, в ней семьсот пятьдесят ламп в форме свечей. "Гарем" - в помещениях гарема протекала семейная жизнь султана - здесь гостинная и спальня его матери, спальня султанских жен, бани гарема, в том числе ванная комната самого султана. Она включает комнату отдыха, раздевалку и непосредственно ванную, где ванна и бассейн изготовлены из цельных кусков алебастра. В коридоре, с картинами на стенах, обратите внимание на зарешеченные окна, через которые обитательницы дворца наблюдали за церемониями, проводимыми в Тронном зале, так как лично присутствовать на церемонии женщинам не разрешалось. В комнате, где скончался Ататюрк - его покрытая национальным турецким флагом кровать. Часы показывают время кончины первого президента Турецкой республики.

                      

                     ГАЛАТСКАЯ БАШНЯ

Галатская Башня построена генуэзскими поселенцами в 1348 году в оборонительных целях - высота башни шестьдесят два метра метра, а диаметр почти девять метров. В разные годы башню использовали как склад, как тюрьму, как пожарную башню и даже как маяк. В настоящее время здесь открыты кафе, ресторан и ночной клуб. С кругового балкона башни открывается самый захватывающий из всех доступных туристам видов Стамбул: бухта Золотой Рог, пролив Босфор и весь Стамбул как на ладони. В ночном клубе - на верхнем этаже башни устраивается представление для туристов: турецкие народные танцы и танец живота.

                  

             КРЕПОСТЬ РУМЕЛИХИСАРЫ

Прежде, чем штурмовать византийский Константинополь, султан Мехмед Второй Фатих, лишил византийцев надежды на помощь, которая могла бы прийти со стороны Черного моря. С этой целью в 1452 году он за четыре месяца построил крепость в самом узком месте Босфора - здесь его ширина составляет всего шестьсот шестьдесят метров,тем самым взяв под контроль путь из Черного моря в Средиземное. Крепостные пушки были способны расстрелять любое проходящее мимо судно. Внутри крепости стояли палатки, в которых жил гарнизон, и только на зиму люди перебирались в помещения внутри самых больших башен крепости. Сегодня большая часть башен закрыта, но можно подняться на крепостные стены, откуда открывается прекрасный вид на Босфор.

         

        

          АЗИАТСКАЯ ЧАСТЬ СТАМБУЛА - ХОЛМ ЧАМЛЫДЖА и ДЕВИЧЬЯ БАШНЯ

Исторически сложилось так, что в азиатской части Стамбула мало мест, представляющих интерес для туриста. Здесь можно посетить холм Чамлыджа и Девичью башню. Холм Чамлыджа - холм, высотой двести шестьдесят три метра над уровнем моря считается самым высоким в Стамбуле. На вершине обустроена зона отдыха: маленькие кафе, где прямо в вашем присутствии делают лепешки; скамьи, много зелени и смотровая площадка, откуда открывается вид на Босфор, на европейскую часть Стамбула и Мраморное море. Поскольку иностранные туристы здесь не самые частые гости, но зато любят отдыхать местные турки. От причала в "Юскюдар" до подножья холма "Чамлыджа" можно доехать на "долмуше". От подножья до вершины путь пешком занимает двадцать минут, но можно воспользоваться такси, которые постоянно дежурят у подножия холма.

Девичья Башня - у этого крохотного островка в двести метров азиатского берега есть своя легенда, согласно которой местному правителю предсказали, что его дочь умрет от укуса змеи. Чтобы уберечь девушку, отец поселил ее на этом островке, подальше от опастностей, но это ее не спасло: девушку укусила змея, оказавшаяся в доставленной на остров корзине с фруктами. На самом деле в разные годы здесь была таможня, некоторое время здесь содержали на карантине больных. Та башня, которую можно увидеть сегодня, была построена в 1763 году, в ней открыты сувенирные лавки и рестораны. Напротив башни постоянно курсирует катер - можно покататься, посмотрев побережье.

        

               ОТДЫХ НА ТЕРМАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКАХ ЯЛОВА

Город Ялова находится в трех часах езды от Стамбула и знаменит своими горячими минеральными источниками еще со времен Османской империи. Вода оказывает лечебное, релаксирующее воздействие на организм. Рекомендуется: при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, невралгии различного характера, заболеваниях обмена веществ, ожирении, кожных заболеваниях, а также при заболевании мочеполовой сферы. Курорт полностью соответствует европейским стандартам. Курортный комплекс включает в себя: два отеля, открытый бассейн, турецкую баню-сауну, султанские ванны - состоящие из двадцати шести отдельных кабин, тренажерный зал, теннисный корт, волейбольную и баскетбольную площадки, кафе, таверну, казино, и множество магазинов. Гордостью курорта является великолепный парк, в котором собраны тысячи уникальных растений и цветов. Термальный курорт города Ялова - прекрасное место для физической и психоэмоциональной разгрузки вашего организма - звенящий горный воздух, турецкое гостеприимство оставят в вашей душе незабываемые впечатления об этом райском уголке природы.
                        

                   ПРИНЦЕВЫ ОСТРОВА

К югу от Стамбула, у входа в Измитский залив, лежат "Принцевы острова", куда можно отправиться на теплоходе или "ракете" от моста Галата до самого крупного из девяти островов - Бююк Ада. Продолжите свое путешествие на фаэтоне, так как на островах кроме лошадей, осликов и велосипедов никакого транспорта нет. Невысокие, но шикарные виллы, утопающие в зелени сосновых деревьев, поразят вас своей красотой. "Принцевы острова" - великолепная альтернатива для любителей романтики, это неповторимый и живописный кусочек рая на земле. В византийский период на острова ссылали знатных персон, священников и королевских особ. С античных времен здесь велась добыча высокосортного белого мрамора с характерными сероватыми прожилками. Из этого мрамора изготовлено подавляющее большинство "херсонесских" колонн и других архитектурных деталей. На самой вершине острова расположен монастырь, к которому можно добраться только пешком. Множество кафе, таверн и ресторанов, расположенных у самой пристани предлагают своим посетителям широкий выбор национальных и рыбных блюд.

                 

             ТУРЕЦКАЯ БАНЯ - ХАМАМ

Турецкая баня или "Хамам" - своим существованием обязана римским "термам", а несколько позже эта баня была преобразована в "Хамам" - турецкую баню. Лежаки, пол и стены из мрамора - в них подогревали горячим воздухом и поливали водой для образования пара. Сочетания массажа и релаксантного свойства мрамора дает потрясающий лечебный эффект. В условиях жаркого климата стран Востока, регулярное посещение турецкой бани являлось профилактикой многих болезней: простудных, сердечно-сосудистых, болезней опорно-двигательного аппарата. По мнению косметологов, турецкая баня в сочетании с массажем является еще и эффективным средством в борьбе с целлюлитом. Современная турецкая баня - несколько измененный вариант древнего "Хамама". Общий принцип ее остался прежним, однако прогресс не стоит на месте - стены, пол и лежаки можно теперь оформить не только мрамором, но и плиткой или мозаикой. В декоре плиточные и мозаичные панно, светильники, колонны. Появились новые материалы и современное оборудование. Так, в самом начале строительства создается полная паро- и гидро-изоляция. Потолок может быть не только традиционной куполообразной формы, но и натяжным, однако высота его должна быть не ниже трех метров. Система "теплого пола" на несколько линий позволяет поддерживать постоянную температуру (оптимальная температура для турецкой бани от сорока пяти до пятидесяти градусов)
 

































 
Туры
ПУИР © 2009