SiteHeart
г. Кодыма
Тел.:
+38(048) 672-66-07
+38 067 185-05-28
 
   
ТУРЦИЯ: ЭФЕС    

                             ЭФЕС

Руины Эфеса в двадцати километрах от города Кушадасы - самый масштабный памятник античной эпохи на территории современной Турции и, пожалуй, самое посещаемое туристами место. Покинутый жителями и забытый на века, Эфес, возможно потому и сохранился, что здесь никто долгое время не жил, и археологам осталось лишь освободить от многовековых наносов то, что было предано забвению людьми. Античные историки утверждают, что Эфес приблизительно в двухтысячном году до нашей эры якобы основали амазонки, но более правдоподобная версия связывает возникновение Эфеса с деятельностью карийцев и лелегов, двух народностей, проживающих на этих территориях в означенное время. Поселение возникло на берегу реки, которая сейчас называется Кючюкмендерес, ныне эта река поменяла русло и протекает в нескольких километрах от развалин города. Греки-иоанийцы, колонизировавшие побережье, сменили в Эфесе карийцев приблизительно в одинадцатом веке до нашей эры. В седьмом веке до нашей эры пришедшие из северного Причерноморья племена киммерийцев разрушили город, но он был отстроен вновь. Иоанийцы возвели в Эфесе храм Артемиды, признавшийся современниками одним из семи чудес света: это было здание, представляющее собой восьмиярдный строй из более чем сто двадцать колонн, высота каждой из которых составляла восемнадцать метров, венчала это сооружение крыша, в центральной части сооружения было небольшое святилище со статуей Артемиды внутри, весь храм был полностью сделан из мрамора. В шестом веке до нашей эры город захватил лидийский царь Крез, он не стал разрушать город и даже выделил средства на строительство храма Артемиды, который тогда еще не был построен, но правил здесь Крез недолго, его вытеснили из Эфеса персы, которые оставались в городе до прихода Александра Македонского. С Македонским связана любопытная легенда: якобы в ту самую ночь, когда Александр Македонский появился на свет, житель Эфеса по имени Герострат поджег Артемиду, чтобы таким образом сохранить в веках свое имя (что ему удалось, ведь выражение "геростратова слава" известно сейчас каждому). На вопрос "Почему богиня Артемида не защищала свой храм в ту ночь?" эфесцы отвечали: "Потому что она отвлеклась, помогая родиться Александру Македонскому". Когда Македонский во главе своих войск вступил в Эфес, он изъявил желание финансировать восстановление пострадавшего от поджога храма, на что жители Эфеса с почтением заметили боготворимому ими Александру: "Боги богам не возводят храмы" и отказались от предлагаемых им денег. В 133 году до нашей эры Эфес вместе со всем Пергамским царством вошел в состав римской империи, стал столицей римской провинции под названием Азия - в это время он пережил пик своего расцвета. Здесь жили двести пятьдесят тысяч человек, это был пятый по величине город Римской империи. В городе было уличное освещение - большая редкость в те времена, культовые сооружения и общественные здания возводились одно за другим, и практически все, что сегодня можно увидеть на месте раскопок, относится именно к римской эпохе. В те же годы проповедовал идеи нараждающегося христианства Святой Павел и жил Святой Иоанн - апостолы, ученики Христа. Согласно преданию Богоматерь Мария провела в Эфесе свои последние годы - отреставрированный дом, в котором она жила, находится неподалеку от места раскопок. Уже в нашу эру, в третьем веке, Эфес захватили и разрушили готские племена. Они же окончательно уничтожили храм Артемиды, от которого сегодня осталась одна - единственная колонна, которую можно видеть близ дороги, соединяющей место раскопок и близлежащий город Сельчук. Город еще продолжал существовать и при византийцах, и при османах, но это уже была агония: приносимый водами реки ил все дальше и дальше отодвигал от города берег, местность заболачивалась (кстати, Эфес за время своего существования несколько раз менял свое месторасположение),периодически происходили вспышки малярии, люди покидали умирающий город, и когда в девятнадцатом веке здесь появились европейские исследователи, они обнаружили скрытые под наносами руины - здесь никто не жил.

Сегодня значительная часть города расчищена. На территорию раскопок ведут двое ворот: одни находятся рядом с шоссе, другие с противоположной стороны раскопок. Эти вторые ворота называются - "Магнесианскими" - территория раскопок весьма обширна и ее нужно будет пересекать дважды. Пройдя через Магнесианские ворота, которые построены в эпоху римского императора Веспасиана, справа от дороги увидите "Бани Вариуса - второго века" и чуть дальше небольшой театр "Одеон" - здесь и далее воспроизводятся надписи двуязычных указателей, которые увидите на месте раскопок. Одеон использовался не только как место для театральных постановок, но и как место заседаний выборного городского совета (буле), откуда второе название одеона - булевтерий. В те времена одеон был крытым (видимо,крыша представляла собой легкую конструкцию из дерева) и вмещал тысяча пятьсот человек. Далее справа по ходу находится святилище, где под крышей, поддерживаемой сохранившимися до сегодняшнего дня колоннами, горел священный огонь. Рядом было здание муниципалитета, построенное во время правления императора Августа. По улице справа - памятник Меммиусу - потомку римского диктатора Суллы, а слева фонтан Поллио, перед которым когда-то был мраморный бассейн и возведенный в честь императора Домициана. Далее, справа - фонтан Трояна, возведенный в честь римского императора. Двухуровневое сооружение имело в высоту двеннадцать метров и было украшено скульптурами. Далее, справа - "Бани Схоластиции", во втором веке это здание имело три этажа, где одновременно могли находиться сотни людей. Поднявшись по ступенями повернув направо, видим скульптурную женскую фигуру с "отбитой головой", это памятник Схоластиции, которая в четвертом веке реконструировала обветшавшую баню за счет собственных средств. А на противоположной от бани стороне улицы осмотрим сохранившийся пятидесяти метровый участок мозаики. Далее, справа - храм Адриана, построенный в 138 году и посвященный римскому императору. На четырех пьедесталах перед входом в храм когда-то стояли ныне утерянные бронзовые статуи императоров: Диоклетиана, Максимиана, Констанция Хлора и Галерия, о чем свидетельствуют надписи на пьедесталах. Женский бюст над полукруглой аркой перед входом - это покровительница города богиня Тихе, а далее над входом - изображение Медузы в обрамлении растительного орнамента. Внутри храма когда-то стояла статуя императора Адриана, которому, как и всем другим римским императорам, подданные империи поклонялись, как богам. Далее на этой же стороне улицы общественные уборные Эфеса и рядом с ними уже на самом перекрестке - публичный дом, построенный во втором веке, здесь неплохо сохранилась мозаика. Напротив храма Адриана есть еще один интересный объект - жилой дом или дом Перистиля, снаружи прикрытый от непогоды современными конструкциями. Дом был построен в первом веке нашей эры и использовался вплоть до шестого века - это типичное жилище Патриция (богатого и знатного гражданина)Эфеса: мозаики, фрески и центральный зал (атриум) с фонтаном. Этот дом - единственное место для территории раскопок.

Вправо уходит мраморный проспект, а прямо - фасад библиотеки Цельса, построенной со сто четырнадцатого по сто тридцать пятый года сыном римского консула Тиберия Юлия Цельса. Сын в память о своем умершем отце превратил строящуюся библиотеку в усыпальницу отца. Саркофаг Цельса находится под зданием библиотеки (в настоящее время на реставрации), а в верхних помещениях в римскую эпоху хранились пергаментные свитки. Библиотека насчитывала двеннадцать тысяч экземпляров, которые были уничтожены во время пожара в третьем веке, когда готские племена захватили Эфес. Справа от библиотеки  Цельса, если встать к фасаду лицом, находятся ворота Мазеуса и Митридата, за которым увидим самую большую торговую площадь Эфеса - агору, сооруженную в третьем веке. Квадратная в плане площадь со сторонами сто одинадцать метров каждая, была ограждена по периметру колоннадой, поддерживающей крышу галереи, под которой непосредственно и располагались торговцы. Теперь вернемся к началу Мраморного проспекта, агора остается слева. Приблизительно на полпути к грандиозному античному театру обратите внимание на плиту на левой стороне проспекта с изображением ступни и женщины: считается, что эта античная реклама указывала направление к близлежащему публичному дому. Античный театр начали возводить в третьем веке до нашей эры. Он надстраивался и перестраивался на протяжении последующих пяти веков. Здесь одновременно могут разместиться двадцать четыре тысячи зрителей. В пору борьбы с христианством в театре собирались толпы эфесцев-язычников, подстрекаемых серебрянных дел мастерами, которые неплохо зарабатывали на продаже фигурок языческих божеств и очень боялись лишиться доходов в случае обращения горожан в христианство. Спровацированные ювелирами волнения достигли такого накала, что проповедовавшему христианство Святому Павлу пришлось покинуть Эфес. От театра на запад тянется Аркадиана, проспект, который в античные времена выводил к порту (сейчас, как уже отмечалось, береговая кромка отступила далеко от этих мест). Колонны, которые стоят вдоль проспекта - остатки крытых галерей, которые тянулись до самого порта. Центральная часть Аркадианы была сплошь покрыта мрамором - в темное время суток этот проспект освещался. По правую сторону от Аркадиады, если идти от театра в направлении несуществующего ныне порта, можно обнаружить развалины портового гимнасия и портовых бань.

 










 
Туры
ПУИР © 2009