SiteHeart
г. Кодыма
Тел.:
+38(048) 672-66-07
+38 067 185-05-28
 
   
СЛОВАКИЯ: КУЛЬТУРА СЛОВАЦКИХ ЗЕМЕЛЬ    
На развитие культуры словацких земель оказало влияние вхождение в состав Великой Моравии. С распостранением христианства получает развитие культовое строительство, прежде всего, в форме центрических построек, перекрытых куполом - ротонд. Ротонда, схожая с постройками во дворах феодалов в Баварии, была открыта во дворе вельможи у села Дуцова в Западной Словакии. В десятом-одинадцатом веке все еще живы были векоморавские традиции славянской культуры, но с конца 11 века господствующее положение в духовной жизни занимает католическая церковь. Словацкая церковь оказалась под юрисдикцией Эстергомского архиепископства. Важнейшими ее центрами стали монастыри: бенедектинцев в Зоборе (конец 10 века), Гронски-Бенядике (1075 год), Бзовике (1132 год), Красна-над-Горнадом (до 1143 года), в Клижске-Градиште, в Луданице, Лекире, Яношовце; премонстратов (монашеский орден - первый монастырь ордена основан в 1121 году в Премонтре) - в Лелесе и Ясове. В Нитре, в резиденции епископа, и в Братиславе в начале 12 века существовали капитульные школы. В зодчестве и живописи 11 века утверждаются традиции романского искусства. Романский стиль в архитектуре характеризовался особой массивностью сооружений. Главными объектами монументального строительства стали каменные храмы, стены которых украшены фресками. Уникальным памятником является церковь Святого Юрая в Костоляни под Трибичем с сохранившейся настенной живописью конца 11 века. Сохранил росписи 12-13 веков и костел в Дехтице. Сцены из жизни ИИСУСА ХРИСТА и Святых - отличаются сухостью и безжизненностью, свойственными романскому стилю. Своей вершины романское искусство Словакии достигает  начала 13 века. Светские постройки раннего периода практически не сохранились. Можно лишь предположить, что жизнь хозяев возникающих замков приспосабливалась к обороне. Для жилых замковых помещений были характерны узкие окна, двери, лестницы и переходы. В нижних этажах лестниц не было совсем. Гладкие наружные стены украшались небольшими колоннами, пилястрами и резьбой по камню. Внутри невысокие своды поддерживались небольшими колоннами с фигурными капителями.

Уже в 13 веке в Словацких землях появляются элементы триумфально шествовавшего с запада, из Франции, готического искусства. В архитектуре начинают применяться каркасные конструкции. Главными очагами распространения готики были города, ставшие центрами торговли и ремесла. Они обосновались оборонительными стенами, часто к прежним укреплениям добавлялись новые, выкапывались рвы, через них перебрасывался мост. В пределах ограниченной стенами территории земельный участок очень высоко ценился, поэтому каждый дом должен был быть наиболее компактным. Отсюда рост домов по вертикали. В центре города строились главный собор и здание городского самоуправления - ратуша, являющиеся в системе застройки основными акцентами планировки. Собор был не только самой крупной церковью города, но и его общественным центром - здесь проходили торжественные богослужения, произносились проповеди, разыгрывались "театрализованные действа" - представления, происходили диспуты, оглашались указы городских властей. Соборы строились в расчете на то, что здание может вместить все взрослое население города. Они воздвигались на самых выгодных участках и служили ориентиром как для горожан, так и для путников. В готических церквах сохраняются только две башни - на главном фасаде. Они сильно увеличиваются в размерах, превращаясь в тонкий шпиль. Использование нервюрных опор, поддерживающих своды, дало возможность сделать стены более тонкими и создать проемы для окон, которые пропускали свет через прекрасные цветные витражи, заменившие фрески. Витражам теперь принадлежит ведущая роль в декоре храма. Для пластического убранс
тва фасадов собора используется скульптура - рельефная и круглая. Первые готические постройки возводят в Банска-Штьявнице, Крупине, Левоче, Липтовски-Микулаше, Нитре. Но только во второй половине 14 века строители Словакии сумели до конца овладеть искусством возведения опорной системы готических сводов, что проявилось в церкви Святого Якуба в Левоче, в Спишска-Нова-Вес, в Гелнице. В конце века в Кошице начинается строительство монументального памятника готики - Собора Святой Елизаветы. Яркий пример словацкой готики дает самая восточная готическая постройка в Европе - храм Святого Эгидия в Бардееве.

Архитектура городского ансамбля обязательно включала рыночную площадь со зданием городского самоуправления - Ратушей (лучшее проявление готического стиля - Ратуша 15 века в Левоче). Площадь окружалась каменными домами мещан, нижний этаж которых был выполнен в виде лоджий, защищающий от непогоды. По-новому  строились и большие замки, чаще всего доминирующие над местностью на скалистых уступах. В их архитектуре, наряду с решением чисто оборонительных задач, начал проявляться интерес и к эстетике всего ансамбля. С развитием готической архитектуры развивается и скульптура - первоначально в виде декоративных деталей храмов, а с конца 14 века - самостоятельно. При строительстве собора в Кошице возникает скульптурная мастерская. Ее произведения относят в Словакии к направлению "прекрасного стиля", в центре внимания которого  оказались единичная идеализированная фигура ДЕВЫ МАРИИ или святого, хрупкая, грациозная, в необычно богатых одеяниях. Воздействия этого стиля отчетливо проявляются и в настенной живописи церкви Святого Якуба в Левоче, и в иллюстрированной рукописи братиславского каноника . Хотя преобладание романских черт и влияние Византии еще ощущаются в росписях церквей в Жегре, Дравцах, Шиветицах, церкви миноретов в Левоче. Со второй половины 14 века в городской среде получает распространение светское образование, а городские школы успешно конкурируют с церковными школами. Возникновение университетов в соседних странах позволяло получать университетское образование выходцам из Словакии. В 1458 году венгерским королем был избран молодой Матиаш Корвин - победитель турок под Белградом. Его тридцатилетнее правление (1458-1490) отмечено не только рядом политических успехов. Оно стало эпохой блестящего подъема культуры и
искусства. Король Матиаш был в полном смысле человеком "возрождения" по яркой одаренности, жизнеутверждающему темпераменту, широкому кругу интересов, глубокому пониманию и любви к искусству. Выдающийся воин и дипломат, он в то же время был создателем одной из крупнейших библиотек в Европе. В покровительстве искусству ему следовали многочисленные светские и духовные магнаты, а также городские общины. Король основывает университет в Братиславе - Академию Истрополитана. С началом книгопечатания в Словакии появляется чешская книга. В период правления Матиаша Корвина и Ягеллонов - вторым языком королевской концелярии наряду с латынью становится чешский, на котором издавались грамоты и распоряжения.

В последней трети 15 века достигает расцвета станковая готическая живопись. В городских храмах появляются многочисленные алтари, созданные по заказам цехов, братств и богатых горожан. Самые выдающиеся произведения позднеготической живописи созданы неизвестным мастером "M.S." Своей вершины достигает мастерство резчиков по дереву. Воплощением их творчества стали работы мастера Павола из Левочи - он был создателем ярких скульптурных композиций с отчетливо проступающими чертами ренессанса. Наиболее известным произведением мастера Павола являются скульптурные композиции главного алтаря в церкви Святого Якуба (Иакова) в Левочи, высотой около 19 метров, который признан одной из жемчужин позднеготической пластики Центральной Европы, но в скульптуре уже чувствуются новые веяния. Отдельные образы - апостолы в "Тайной вечере"; пастухи в сцене "Рождества" - очень реалистичны. Большие изменения произошли в замковом зодчестве, ввиду начавшегося широкого применения артилерии. Фортификационная система замков быстро приспосабливается к новой ситуации - укрепляются стены, на них устанавливаются площадки для пушек; эффективная оборона ведется из выдвинутых многоэтажных цилиндрических башен. Турецкая опасность требовала создания замков-крепостей, но и в них шляхта пыталась создать максимум удобств и комфорта. Внешняя строгость компенсировалась уютными внутренними аркадными двориками. В конце 15 века в искусстве появляются первые признаки новых художественных принципов: стремление к внимательному изучению и правдивому отображению окружающего мира.Новые ренессансные тенденции заметны, прежде всего, в живописи - в памятниках архитектуры появляются новые мотивы скульптурного ренессансного декора. Облик улиц многих словацких городов и сегодня
определяют постройки того времени - их характерным мотивом является многофигурный аттик (декоративная верхняя часть фасадной стены), стены украшены сграффито (замки в Велька-Битче, Фричовце, росписи колоколен в Попраде, Кежмароке). Появляется портретная живопись (портреты рода Чаки в Бияновцах и Бетленфалва в Бетлановцах).

На развитие словацкой литературы 15-16 веков оказала большое внимание богатая гуситская литература. Крупными деятелями словацкой культуры были Юро Бановский и Ян Сильван - близкие к последователям гуситов. Одним из наиболее крупных ученых и поэтов этого периода был Бенедикт из Нудожер (1555-1615), которому принадлежат исследования в области грамматики. Страстный патриот, ученый и писатель Даниил Гречичка издал пользующиеся мировой известностью произведения чешского педагога Яна Амоса Коменского, изгнанного иезуитами из Чехии. В 16 веке широкое распространение получила книжная иллюстрация, что было связано с развитием печатного дела. С конца 17 века в словацкой среде прокладывает путь культура барокко. Барокко является стилем монументальным, окружающим абсолютистскую государства и церкви. Поэтому задачей зодчих и художников было поразить зрителя необычностью, пышностью внешнего образа постройки и театрального интерьера. Кажется, что прямая линия исчезает, все наполняется каким-то особым волнением и напряжением. Потолок с помощью фресок превращается в иллюзорное пространство с парящими в нем святыми, алтари сияют позолотой. Это время строительства гигантских дворцовых комплексов с большими парками, где здания сами являются скульптурой (императорская резиденция в Галиче). Одним из первых памятников этого стиля стала церковь в Трнаве (1647), однако наибольшего развития стиль достигает в юго-западных районах, особенно в Братиславе (церковь Святой Троицы - 1717-1725 года, монастырская церковь Святой Елизаветы - 1739-1741 года). В 1636 году в Трнаве был открыт Иезуитский университет, просуществовавший около полутора веков. В 1692 году при нем по инициативе Павла Эстергази был построен театр - декорации и театральные костюмы выписывали из Венеции. В этом же городе, в здании Мариинской семинарии, начал свое
существование богато отделанный по тем временам театр на 300 мест. В целях рекатолизации в 1657 году открывается и университет в Кошице.

Своеобразное переплетение рококо с чертами раннего классицизма отличает сооружения, воздвигавшиеся во второй половине 18 века, например Дворец архиепископа в Братиславе. Изобразительное искусство тесно связывается с художественным оформлением строящихся храмов и дворцов, таковы отличающиеся своим несколько театральным пафосом работы Р.Донера ("Святой Мартин на коне", 1732, Братислава, собор). Росписи плафонов в церкви Святой Троицы; росписи в церкви Святой Елизаветы - 18 века, свидетельствуют о плодотворном использовании опыта итальянских мастеров. Многие словацкие писатели и ученые этого периода являлись преверженцами простентантизма (еще с конца 17 века вследствие контрреформации интелегенция Словакии разделилась на два лагеря - католиков и протестантов-евангелистов). Наиболее значительной фигурой среди них был Матей Бел (1684-1749), предпринявший попытку критического анализа источников по истории Словакии. Авторами описаний путешествий, стихов (чаще всего духовных) и работ по истории, языку, культуре словацкого народабыли протестанский священник Штефан Пиларик (1615-1693), Даниэл Крман (1663-1740), доктор придворной библиотеки в Вене - Франтишек Коллар (1718-1783). С конца 18 века словацкие земли вступают в период "просвещения" - выступившие в эти годы деятели словацкой культуры - историки, филологи, литераторы - стремились связать требования просветительской идеологии с борьбой за права своего народа, издали на латыни "Историю словацкого народа", в которой развивали мысль об автохтонности словаков, а позже в 1785 году - наметили контуры этнической территории словаков, что имело значение для последующего развития национального самосознания.

С конца 18 века развивается движение за создание собственного словацкого литературного языка. Первый опыт такого рода был предпринят филологом, католическим священником Антоном Бернолаком (1762-1813). Делом его жизни стал шеститомный "Словацко - чешско - латинско - немецко - мадьярский словарь" - литературный словацкий язык, предложенный на базе западнословацкого диалекта. Для пропаганды языковой реформы в Братиславе в 1789 году - католиками было основано Словацкое научное общество, затем подобное объединение возникает в Трнаве, а ряд его отделений - в других городах. Противниками развития литературного словацкого языка стали сторонники протестанства, которые противопоставили ей давнюю традицию использования словаками чешского литературного языка - "Кралицкой библии" 16 века. Многие представители евангелической интелегенции считали, что языковое обособление словаков будет иметь вредные последствия. После длительной борьбы евангелистам удалось в 1803 году открыть в Братиславском лицее кафедру чешско-словацкого языка и литературы. С этого времени словацкое национальное возрождение развертывалось на базе двух литературных языков и по двум направлениям, из которых одно выдвигало идею национальной самобытности словаков, другое - национального единства с чехами. В архитектуре наблюдается преобладание классицизма - деятельность
большинства скульпторов развивается в Вене и Будапеште, в словацкую художественную жизнь приходит поколение новых творцов. Немногие словаки, сумевшие получить высшее образование, обучались в Будапеште, Вене, Праге или за границей. При полном отсутствии материальной и организационной базы для развития науки и искусства на родине, они вынужденыбыли в большинстве случаев искать применения своим знаниям и способностям далеко за ее пределами, подолгу жить и работать в отрыве от национальной среды - композитор Я.Л.Белла, скульптор Л.Дунаевский, теоретик турбиностроения А.Стодола, эмбриолог и гистолог В.Рогоч, художник и обозреватель А.Мургаш, педагог Я.Квачала, Ш.Банич - первым сконструировавший и испытавший в США парашют.

Всемирной известности добились словацкие опрные исполнители - Габриела Бенячкова, Эдита Груберова, Петер Дворский. Сложилась традиция проведения регулярных музыкальных фестивалей в Братиславе. К наиболее маститым скльпторам можно отнести - Людовика Коркоша, использующего традиции национальной деревянной скульптуры. Прикладном уискусству, как правило, свойственно умелое сочетание традиционных и новых форм. Произведения из стекла, текстиля, дерева и металла известны во многих странах и пользуются заслуженным спросом. По эскизам таких мастеров, как Фулла и Алекси, выполнены многие словацкие гобелены. К архитектурным достижениям этого периода можно отнести - аэропорт в Кошице; памятник словацкому национальному восстанию в Банска-Бистрице; комплекс зданий для чемпионата мира по зимним видам спорта в Татрах; отель "Форум" в Братиславе; главное здание "Матица Словенска" в городе Мартин, а также вантовый мост в Братиславе через Дунай длиной 431 метр... Крупнейшие произведения словацкого искусства всех времен сосредоточены в Словацкой государственной галерее в Братиславе и в музее Братиславского града. Интересные художественные коллекции и музейные экспозиции находятся в многочисленных словацких крепостях, замках и усадьбах. Особое место принадлежит монотематическим или авторским галереям  и музеям. Одним из них является "музей современного искусства" Энди Варгола в Медзилаборце, единственный европейский музей всемирно известного американского художника словацкого происхождения. К необычным музеям относится самый старый "Шахтерский музей" в Банска-Штьявнице; "Музей монет и медалей" в Кремнице и "Музей изделий дротарей в Будатинском замке.
Для представления других видов художественной деятельности большое значение имют ежегодные Братиславские музыкальные празнества, а в области театра - Зволенские замковые пьесы и игры. Для иллюстраторов книг - это дни книжной иллюстрации в Братиславе, организуемые раз в два года, и не имеющие аналогов в мире. Высокий профессиональный уровень характеризует братиславскую оперу Словацкого государственного театра, Словацкую филармонию, народные ансамбли...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

























 
Туры
ПУИР © 2009