SiteHeart
г. Кодыма
Тел.:
+38(048) 672-66-07
+38 067 185-05-28
 
   
СЛОВАКИЯ: ВОСТОЧНАЯ СЛОВАКИЯ    
Здесь холмы, лишенные густых лесов, но утопающие в зелени, похожи на волны, высоко вздымающиеся в безбрежное море. Движение их плавно переходит на Спишскую область Польши. В Словакии содружество спишских городов уходит корнями в конец двеннадцатого века - Спиш начинается у восточных склонов Высоких Татр - в него входят города Попрад, Левоча, Кежмарок. В области привлекают внимание места, располагающиеся вдоль так называемого готического пути, охватывающего Спишский замок, церковь тринадцатого века около Жегры и древний монастырь Спишской Капитулы. 

                          

             ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО

Сегодня, более чем когда-либо прежде, стало очевидным, что дерево является благородным естественным материалом. Когда техника и промышленность заменяют естественные материалы искусственными, страшно представить то время, когда "естественным" останется лишь человек, окруженный промышленной продукцией. Поэтому невозможно остаться равнодушным к позолоченным деревянным статуям, замершим в драматических позах, к резным панно или многокрасочным готическим полиптихам, а также к романтическим образам, возникающим из простого куска дерева. Обилие лиственных и хвойных лесов - бук, клен, ясень, ольха, лесной орех, пихта, тис - дало словацким мастерам исходный материал для развития культового деревянного зодчества, уникального по своему характеру и размаху. Когда-то на территории словацких земель существовало не менее трехсот деревянных церквей, принадлежащих разным конфессиям. Но безжалостное время сохранило лишь пятьдесят - все они находятся на северо-востоке страны. Старейшая из них - римско-католическая церковь Святого Франциска Ассизского в Гервартове (около 1500), большинство старых церквей - протестанские. После того как папский легат Караффа учинил в Прешове кровавую расправу над горожанами, император Леопольд вынужден был пойти на некоторое "смягчение" отношения к иноверцам. Закон 1681 года разрешил протестантам строительство молельных домов, но предписал возводить их на окраинах деревень из дерева, без использования гвоздей, без фундаментов, башен и колоколен. Сохранилось пять подобных построек, в том числе протестанская церковь в Гронсеке (1725). Одна из наиболее крупных деревянных построек в Центральной Европе - протестанская церковь в местечке Святы-Криж, занимающая площадь 658 квадратных метров. Около шесть тысяч верующих могли прийти сюда на молитву. На восток
е Словакии сосредоточена большая группа православных церквей, построенных в конце семнадцатого века - первой половины двадцатого века, исключение составляет деревянная церковь в Трочанах пятнадцатого века. Для них характерен трехчастный объем с центральным нефом, где создавалось большое пространство для верующих. На востоке распалагался алтарь, на западе пристраивалось подобие башни, служившей колокольней. Ее первый этаж составлял нартекс - притвор, обычно помещение для лиц, которым по разным причинам не разрешалось входить в храм.  Неповторимость таким постройкам придавали иконостасы. Центральные "царские врата", из которых выходил священник во время литургии, богато орнаментировались. Присутствуют сцены из Ветхого и Нового Завета, изображения Христа, Богоматери с Младенцем, святых, которым посвящался храм. Одним из наиболее почитаемых был Святой Николай. В 1958 году - двадцать семь церквей на северо-востоке Словакии были объявлены национально-культурным достоянием.
Деревянные постройки, относящиеся к эпохам готики, Возрождения, барокко, классицизма и даже модерна, охраняются как исторические памятники. Вплоть до начала двадцатого века дерево активно использовалось не только в храмовом и светском строительстве. В Центральной Словакии было широко распространено производство мебели. Повозки, груженные произведениями столяров и краснодеревщиков (в основном сундуками и кухонной утварью), появлялись не только на соседних рынках, но и в отдаленных городах Венгрии. Не меньшее распостранение получили изделия с сюжетной или декоративной резьбой, изготовлявшиеся профессиональными резчиками и любителями. Для дополнительного заработка шахтеры резали фигурки святых, фигурки для свадебных церемоний, декоративные кресты, надгробия из досок с колоннами. Пчеловоды придавали деревянным ульям формы людей или животных. Зимой дерево приносило тепло домашнему очагу, из него умелые мастера вырезали для детей колыбельки и игрушки. Хозяйки долго пользовались деревянной посудой: мисками, ложками, солонками, корытами...  Из дерева изготавливались и музыкальные инструменты. Сначала - простая дудка, которая приветствовала наступление весны, позже - духовой инструмент "фуяра", скрипки из клена, контробас, цимбалы. В Словакии сохранилось сто двадцать видов скрипок. Для словацких деревянных изделий характерны простые формы. Их красоту умножает роспись, резьба, выжигание. Каждое лето в городе Кежмарок проходит международная ярмарка народных ремесел.

             

                 ЛЕВОЧА (LEVOCA)

Город был основан в тринадцатом веке после татрского нашествия немецкими колонистами и стал торговым центром Спишской области. Из разных регионов, от Руси до Венеции, сюда ввозились соль, ткани, специи, рыба, а продукция местных ремесленников вывозилась в Польшу, Силезию, Германию. Город потерял свое значение в эпоху Великих географических открытий, когда торговые пути переместились на Атлантику. Дальнейший его упадок был обусловлен османским нашествием и антигабсбургским движением семнадцатого-восемнадцатого веков. Построенная в 1871 году железная дорога Кошице - Богумин обошла Левоч и центр переместился в Спишска-Нова-Вес. Строительство Старой Ратуши, созданной в традициях ренессансного искусства, завершилось в 1550 году (первоначально готика). Первый и второй этажи здания оформлены аркадами, угловые колонны которых в целях укрепления были заменены в девятнадцатом веке. Около входа в здание городского управления находится "Клетка позора", где подвергали публичному осуждению людей, преступивших закон, и наказывали неверных жен. Рядом с Ратушей - Евангелическая церковь (1825-1837) с куполом в классическом стиле. Главным достоянием Левочи стала Церковь Святого Якуба (Иакова четырнадцатого-пятнадцатого веков) - эта трехнефная базилика отличается суровой простотой и спокойной уравновешенностью архитектурных форм. В щестнадцатом веке в ней был установлен деревянный алтарь высотой более восемнадцати метров и шириной шесть метров, центром притяжения которого являются три фигуры - Пресвятая Дева в окружении Святого Иакова и Святого Иоанна. Автором его стал мастер Павол, открывший в 1505 году в городе свою мастерскую деревянной скульптуры. К постройкам, появившимся в результате деятельности города, надо отнести и городской склад (1588 года). Согласно привилегиям, среди коллективных прав города было право
создания совместных складов, которыми пользовались транзитные или приезжающие в город купцы, складывая свои товары в строго отведенном месте. Полученные за хранение средства пополняли городскую казну. Среди хорошо сохранившихся домов бюргеров выделяется дом Турзо своим золоченным фасадом и неоренессансными сграффито (способ декоративной отделки стен, при котором рисунок процарапывается в верхнем слое штукатурки и обнажается нижний слой, отличающийся по цвету). На холме (781 метр) возле города построена церковь, известная как Марианская Базилика. В первую субботу июля к ней подходят поломники. К первой мессе в шесть часов вечера здесь собирается не менее ста тысяч человек. В полночь проходит еще одна служба, а затем вокруг церкви начинается праздник: песни, танцы, угощение. Заканчивается паломнический праздник утром в воскресенье после Святой мессы. Спишская Капитула
в пятнадцати километрах восточнее Левоча находится небольшой городок Спишске-Подградье, на пути к которому стоит Спишская Капитула - монастырский комплекс - духовный центр региона вплоть до двеннадцатого века. Укрепления вокруг нее возводились в тринадцатом веке после татаро-монгольского нашествия. Позднероманский Костел Святого Мартина с двумя башнями - одна из ранних построек (1245-1275) города, украшена прекрасными цветными витражами. Внутри - семь идентичных трехстворчатых деревянных алтарей. В стороне от главного алтаря - алтарь Поклонения Трех Королей (1490) и алтарь Успения Богоматери (1477); еще один прекрасный алтарь Коронации Девы Марии (1499) находится в Запольской часовне. Среди фресок со светскими сюжетами выделяется изображение коронации венгерского короля Карла Роберта. Напротив костела - резиденция епископа (1281 год) - сейчас в комплекс входят духовная школа двеннадцатого века и колокольня восемнадцатого века. Спишский град - спишская крепость, возвышающаяся на большом холме, занимает площадь четыре гектара - это одна из наиболее крупных крепостей в Центральной Европе. Самые древние сведения о замке восходят к 1120 году, он стал укрепленным фортом на севере феодальной Венгрии. Хотя окружающие его коммуникации были уничтожены в период татарского нашествия, замок не пострадал, и его укрепления использовались в дальнейшем. В пятнадцатом веке здесь расположился гарнизон под командованием Яна Искры, позднее он стал резиденцией управляющих Спишским районом: родов Турзо, Запольских и Чаки. Стефан Запольский превратил замок в аристократический дворец с рыцарским залом и Костелом Святой Елизаветы. Немногое из этого сохранилось - из-за небрежности пьяных солдат, которые устроили пожар в одну из ночей 1780 года. Семья Чаки, получившая замок, не стала устранять последствия разрушений, и он пришел в упадок. Восстановление началось в семидесятых годах двадцатого века, позже Спишский град был взят под защиту ЮНЕСКО. С его территории открывается прекрасный вид на Высокие Татры. Жегра - около этой деревушки на "готическом пути" находится Церковь Святого Духа - большой непропорциональный купол в форме луковицы венчает это чудо тринадцатого века. В интерьере фрески на библейские сюжеты, впечатление от которых усиливает раннебарочный деревянный алтарь.

Национальный парк Пиенины - северо-восточнее Татр, на границе с Польшей по реке Дунаец лежит небольшой национальный парк Пиенины - центром его является Красный монастырь. В четырнадцатом веке знать Левоча подарила картезианским монахам, пришедшим с Балкан, участок земли. Отшельники проводили жизнь в полном уединении и тишине, предаваясь молитвам и размышлением о Боге. Особенностью монашеской жизни было наличие библиотеки, где трудилась братия, делая копии древних рукописей и иллюстрируя манускрипты. Среди монахов развивались занятия астрологией и алхимией. В пятнадцатом веке Главный Капитул картезианцев не раз осуждал попытки найти "элексир жидкости", который сделает всех людей счастливыми. По решению собора приор Иоанн Трансильванский был освобожден от своих обязанностей, которые он исполнял. Остатки этого монастыря, тесно связанного с Красным, открыты археологами в местечке Кластроско в Словенске-Рае. Имущество монахов обоих центров было конфисковано, Красный монастырь находился в упадке до тех пор, пока в начале восемнадцатого века его снова не заселили отшельники. Знаменитый монах этого времени, брат Киприан, вернулся к занятиям своих предшественников - он собирал лекарственные травы Пиенин и Татр, составляя их описание на латыни, греческом, немецком и польском языках. Свои знания он применял, оказывая помощь крестьянам окрестных деревень. Так же хорошо, как фармацевтику, медицину и хирургию, Киприан знал алхимию, механику и космологию. Он сконструировал летательный аппарат, испытав его в Восточных Татрах. Юго-восточнее знаменитого монастыря - руины крепости в Стара-Любовна - она была одной из семи, построенных на северных границах Венгрии для защиты от посягательств польских панов. Осуществляя и контроль за торговыми путями, Стара-Любовна приобрела важное значение, а в 1412 году в замке проходили переговоры между
венгерским королем, императором Священной Риской империи, Сигизмундом Люксембургским и польским королем Владиславом Вторым. В шестнадцатом веке замок два года находился в руках австрийцев. В 1665-1666 годах здесь прятали сокровища польской казны. Музей истории, находящийся здесь, интересен демонстрацией тесной связи истории нескольких народов: словаков, венгров, украинцев, немцев.

                

               БАРДЕЕВ (BARDEJOV)

История города начинается с одинадцатого века, когда здесь был основан славянский поселок. Первое упоминание о нем содержит русская Ипатьевская летопись под 1241 год - после татаро-монгольского разорения в правление Карла Роберта в поселке появляются немецкие колонисты из Саксонии, принимавшие активное участие в его преобразовании. В 1352 году король Людовит Первый приказал укрепить город крепостной стеной с башнями. Двадцать четыре года спустя город стал королевским и получил ряд привилегий, способствовавших развитию торговли и росту городской казны. Купцы Бардеева могли свободно передвигаться по ттерритории Венгерского государства без уплаты королевских сборов. Наивысшего могущества город достиг в конце 15 века - он был важным производителем и экспортером ремесленных изделий, к тому времени относится большинство домов, стоящих на центральной площади. Тесные контакты с Германией содействовали раннему знакомству с учением М.Лютера - уже в 1525 году здесь прошло первое евангелическое богослужение, а в конце 16 века город почти полностью стал протестанским - в городе появляется школа, где работал известный гуманист, местный уроженец Леонард Штокел, ученик и последователь Мартина Лютера. В 1577 году начала работу типография Гутгесела - три года спустя была выпущена первая книга на чешском языке - Катехизис Лютера. Антигабсбургское движение, войны, религиозные волнения, эпидемии чумы привели в 17 веке богатый народ к разорению. Был уничтожен крепостной ров, укрепления разрушены, а на их месте появились сады. В 1893 году железная дорога соединила город с Прешовым, но это не привело к его возрождению, он остался на периферии, вне важнейших транспортных магистралей. Пожар 1902 года
уничтожил многие деревянные постройки, а крыши домов были покрыты кровельным железом, что разрушило средневековый вид города. В годы Второй мировой войны сильно пострадало еврейское население Бардеева; всестороннее развитие города начинается после войны: быстро растет население, возникают новые промышленные предприятия и в 1986 году за восстановление культурных памятников город получил золотую медаль ЮНЕСКО.

Кафедральный собор Святого Эгидия расположен на месте бывшего монастырского храма ордена цистерцианцев. Строительство его началось в четырнадцатом веке, а закончилось под руководством бардеевского строителя Микулаша в пятнадцатом веке... вскоре собор обрушился, восстанавливать его пригласили королевского строителя Стефана из города Кошице. Строительство продолжил его ученик, мастер Урбан, он надстроил среднюю часть собора, пристроил часовни Вероники и Святого Андрея. В 1486 году достроили башню, и строительство собора было доведено до конца. Пожар и землетрясение в 1725 году разрушили башню, но она была восстановлена; следующий пожар 1878 года вызвал полную перестройку здания - в башне были установлены два колокола: четырехтонный Урбан - самый большой в Словакии и более легкий - колокол Ян. Интерьер собора представляет истинную сокровищницу готического искусства, где выделяются створчатые алтари 1450-1510 годов - их авторы  - местные художники и мастера из Польши и Германии. Самый большой из одинадцати боковых алтарей центрального нефа посвящен РОЖДЕСТВУ ИИСУСА ХРИСТА (1480-1490) первый слева, он соединяет резьбу по дереву и искусство живописи. Городская Ратуша, стоящая на центральной площади, была когда-то местом работы муниципального совета, центром торговой и общественной жизни города. Строительство ее первого этажа началось в 1505 году под руководством мастера Александра, затем работу продолжил итальянский мастер Алексиюс - он украсил окна ренессансными наличниками и пристроил эркер. Строительство закончил Ян из Прешова, вернувшись, в отличие от своих предшественников, к готическому стилю. Ратушу украшал карниз с
рельефными украшениями (северный и южный карнизы с зодиакальными знаками, на востоке и западе использовано 118 различных мотивов). Эркер был перекрыт сводом в виде веток, высокие фронтоны украшены 24 фигурами; на верху южного фронтона установлена каменная фигура рыцаря Ролланда; Матей Грюнвалд дополнил фронтоны Ратуши цветными гербами. Первый этаж здания использовался в торговых целях, на втором находились органы городского управления. Лестница позволяла подниматься на второй этаж, минуя шумные торговые склады. На протяжении веков Ратуша несколько раз подвергалась реконструкции, самая масштабная производилась в начале двадцатого века с целью приспособить помещение под музей. Первое письменное упоминание о городских укреплениях относится к 1352 году - король Людовит Первый приказал укрепить быстро развивающийся город, находящийся на границе. Защитные сооружения были представлены двумя стенами (внутренней и внешней), воротами и башнями, среди которых Нижние и Верхние ворота, Пороховые ворота, Ворота Шимона Валу, башня эпохи Возрождения, Архивная (Северная), Школьная (Водяная), Монастырская,Красная (Королевская), Большая, Маленькая и Толстая башни. Башни и отдельные участки стен охранялись цехами под командованием членов муниципального совета. В шести километрах от города находятся знаменитые курорты.

БАРДЕЕВСКЕ - КУПЕЛЕ. Первое упоминание о бардеевских целебных источниках находится в грамоте венгерского короля Белы Четвертого от 1427 года - до 17 века здешние минеральные воды употребляли, прежде всего, городские жители, привлекаемые приятным и освежающим вкусом воды. В 1767 году рядом с трактиром появились две кабинки с ваннами. Первоначально источники стали популярны в Польше, благодаря чудесному исцелению здесь польского дворянина Томаша Лисицкого. развитию курортов в значительной мере способствовал профессор Китейбл - в конце 18 века, по его рекомендации, городские власти решают изыскать средства и направить их на расширения курортного дела. Для венгерских и польских дворян было построено несколько дач. В начале 19 века популярность курортов выросла - появились два столовых зала, танцевальный зал, летний театр, библиотека, казино. Царила атмосфера вежливости и радушного приема, в сороковые годы бардеевские курорты вошли в число самых посещаемых в Венгрии. В 1892 году курорты стала развивать фирма "Шварц", вложив средства в их реконструкцию - было проведено электричество, благоустроен парк, построены гостиницы в стиле модерн: "Сечени" (1893, сегодня "Дукля"), "Деак"(1895, сегодня "Елизавета"), "Елизавета" (1897, сегодня "Астория"). В 1895 году здесь принимала лечебные процедуры императрица Элизабет, в честь которой назвали одну из гостиниц. После Второй мировой войны курорты поступили в ведение Центрального совета профсоюзов, была построена колоннада в стиле модерн с музыкальным павильоном (1972), гостиница "Минерал". Центром лечебных процедур стал новый "Курортный дом" (1974 ), а в 1976 году вырос лечебный дом "Озон". Благодаря расположению в хвойных лесах и высокому уровню медицинского обслуживания Бердеевске-Купеле пользуются популярностью и в Словакии, и за рубежом. Известная Императрица Элизабет Баварская (Сиси) посещала неоднократно курорт, она родилась двадцать четвертого декабря 1837 года четвертым ребенком баварского короля Максимилиана, в шестнадцать лет вышла замуж  за двадцати трехлетнего австрийского императора Франца Иосифа. После самоубийства единственного сына Рудольфа в ее жизни наступил период тяжелых депрессий, с этого времени она стала часто путешествовать по Европе - Бардеевске-Купеле она посетила в пятьдесят восемь лет. Прожила здесь три недели, по рекомендации доктора Хинца она пила воду из родника "Любого", который позже в ее честь назвали "родником Елизаветы". Во время визита в бардеевский собор подарила одному из служителей великолепное кольцо с семнадцатью бриллиантами, которое можно увидеть в Шаришском музее. Елизавета побывала в деревне Зборов в замке семьи Ширмайовцев и покидая хозяев, она произнесла: "Благодаря вашей лечебной воде я чувствую себя шестнадцатилетней девушкой". В 1896 году на курортах был построен маленький обелиск (реликварий), в котором находилась чашка императрицы для лечебной воды. О времени пребывания Елизаветы на курортах напоминает памятник перед лечебным корпусом скульптора И.Доната, установленный в 1903 году. Более подробную информацию об императрице можно получить, посмотрев фильм "Сиси".

                   

                   ПРЕШОВ (PRESOV)

Город расположен на восточной окраине Шаришской возвышенности, в северной части Кошицкой котловины, недалеко от места слияния рек Ториса и Секчов. Уже с конца шестого века территорию Прешова заселяли славяне, они жили на месте нынешней Словацкой улицы. Со второй половины 11 века, когда Словакия входит в состав Венгерского государства, появляется венгерское население, образуя сторожевой гарнизон в южной части города под Вилецовой горкой. После опустошительного татарского нашествия король Бела Четвертый для восстановления хозяйства приглашает сюда немецких колонистов из соседнего города Спиш. Первое письменное упоминание о городе относится к 1247 году в грамоте монахов-цистерцианцев - они жалуются на рыцарей Тевтонского ордена из Прешова, которые разрушили пограничные столбы и забрали у монахов часть имущества. Город упоминается как поселок Эпуриес, население которого охраняло венгерские границы на севере. Вплоть до 1279 года он находится в подчинении соседнего замка-крепости Шариш. В 1299 году поселок превращается в город благодаря предоставленным ему Андреем Третьим привелегиям - жители его получили право избирать органы самоуправления и стали независимы от Шариша. С 1367 года, когда город получил разрешение построить городское укрепление, начинаются фортификационные работы. В 1374 году здесь основан первый цех сапожников, регулярно проводятся городские ярмарки; торговцы Прешова вывозят на продажу сельскохозяйственные продукты, ткани, но самым прибыльным делом была торговля вином. В 1453 году от короля Владислава Пятого - Прешов получил свой герб. После турецкого наступления с конца 20-х годов 16 века в город приходит богатое венгерское дворянство и мещанство из областей, оккупированных турками, проникают идеи Реформации. В 1531 году возникает первое евангелическое общество, в 1546 году прошло первое в Словакии собрание евангеликов (синод). В 17 веке Прешов стал городом протестантов. В 1647 году в Прешов из Шаришского замка были перенесены органы управления Шаришским комитатом (областью). В 1671 году здесь поселились монахи францисканского ордена, через два года - иезуиты - с их приходом начинается период усиления контрреформации. По указу Леопольда Первого в городе создан военный трибунал во главе с генералом Антонио Караффой, папским нунцем в Вене - в период с мая по декабрь 1687 года он приговорил к смертной казни двадцать четыре руководителя евангелического движения. Расправа у здания Иезуитской коллегии вошла в историю как "прешовская кровавая бойня". Конец 17 века и начало 18 века  - время войн, эпидемии чумы и больших пожаров, что сказалось на упадке города. Второй раз экономический упадок пришелся на конец 19 века и был обусловлен построением новой железной дороги Кошице-Плавеч-Бардеев и пожаром 1887 года, уничтожившим большую часть города.

Костел Святого Микулаша, высота которого шестьдесят метров - архитектурная доминанта города - построен в 1347 году и посвящен Святому Николаю, покровителю торговцев и моряков. В ходе строительных работ получил позднеготическое оформление, окончательный вид сформировался в 1903 году и тогда же были пристроены башни. Центральный алтарь в стиле барокко создан в 1696 году  - в его средней части вставлен реликварий с деревянными статуэтками резчика Яна Вейса начала 16 века; скульптура "Муж болящий" (Страдающий мужчина) относится к работам мастерской Павола из Левочи; в крипте под костелом захоронены многие знаменитые граждане города. Евангелический костел Святой Троицы сохранил свой позднеготический облик, построен в 1642-1647 годах и служил венгерским евангеликам. В 1673 году был передан иезуитам, которые в 1711-1773 годах - коридором соединили со зданием Иезуитской коллегии, находившейся напротив через улицу. В костеле был установлен рган. Неоромантический центральный алтарь содержит копию картины "Христос и самаритянка", которую в 1845 году в Лондоне написал кастела - Карол Броцки, родом из Прешова, придворный художник кородевы Виктории. Слева от входа в костел находится гробница с кованной решеткой, где похоронены останки четырех мещан, казненных генералом Караффой - перезахоронение происходило в 1930 году. Марианский скульптурный ансамбль из песчаника построен "Обществом ХРИСТА". Сооружение торжественно открыл римско-католический священник Й. Грубер в 1751 году - ансамбль стоит на месте эшафота "караффова" суда, недалеко от Коллегии. По-видимому, из опасения, что это место станет памятным для протестантов, решили
построить на нем этот скульптурный ансамбль в память жертв чумы 1696-1710 годов, которая унесла большинство жителей города. Францисканский костел расположен возле бывших городских стен - около 1380 года, его вместе с монастырем построили монахи-кармелиты, а в шестнадцатом веке костел перешел в ведение города, во второй половине приобрел во время перестройки в 1709 году, которая шла под руководством кошицкого строителя Т. Торноши. Перед костелом находится скульптурный ансамбль Святого Рохуса, за зданием костела в 1940 году установленная мраморная статуя Святого Франциска (Франтишка) скульптора Ф. Гибала. Евангелическая коллегия-гимназия построена в 1666 году - она строилась на частные средства, среди вкладчиков был  шведский король Карл Девятый. Первоначально это была одноэтажная постройка с внутренним двором. В 1711-1773 годах здесь находилась иезуитская гимназия, причем в 1720 году здание было перестроено в стиле барокко. После закрытия ордена иезуитов (1773 год) коллегия перешла в руки армии и использовалась как хранилище продуктов. В 1783 году она опять вернулась евангеликам, которые провели реконструкцию здания, надстроив второй этаж. После пожара 1887 года коллегия была окончательно перестроена.

На углу здания установлен скульптурный памятник замученным жертвам суда Караффы - работы Белы Маркупа - "мужчина в одежде дворянина, ожидающий казни; на место казни он выходит гордо, с высоко поднятой головой, без страха смерти, с призрением к врагу". Открытие памятника состоялось в 1908 году. Кафедральный соборСвятого Иоанна Крестителя  стоит на месте бывшей городской больницы и Костела Девы Марии, построенного в 1429 году кармелитами. С середины семнадцатого века костелом пользовались протестанты, а в 1686 году его и соседний монастырь получили минареты. В середине восемнадцатого века костел был перестроен в стиле барокко - Гашпаром Урлеспахером. В 1818 году Римский Папа Пий Седьмой утвердил самостоятельную прешовскую епархию униатской церкви, в распоряжение которой и был отдан костел. В 1825 году обязанности униатского епископа исполнял Григорий Таркович. После перестройки 1848 года возник классический фасад, к костелу было пристроено старое здание эпохи Возрождения, преобразованное для обслуживания униатской епархии. Под костелом находится гробница, в которой захоронены униатские епископы. В интерьере сохранились кованные решетки часовен 1764 года, подсвечники работы конца семнадцатого века. Пройдя далее, видим Ортодоксальную Синагогу в мавританском стиле, которая была построена за восемнадцать месяцев и открылась в 1898 году - интерьер здания имеет уникальную художественную роспись потолков с персидскими мотивами и арабесками (автор - прешовский художник Грозл). Во дворе перед Синагогой в 1991 году установлен памятник евреям, погибшим в годы Второй мировой войны (девяносто процентов прешовских еврееев было уничтожено в концлагерях). В Синагоге находится старейший в Словакии - Музей иудаизма.

В 1374 году Людовит первый издал указ о беспошлинной торговле полотном для жителей  Прешова, доходы город должен был использовать для строительства стен и башен. В 1404 году король Жигмонт предпринял такой же шаг - в середине 15 века город имеет не только укрепления, но и сторожевые отряды на девяти башнях. Двойные стены тянулись на 3000 шагов и достигали в высоту девяти метров, за стенами прорывали канаву, в которую во время опасности при помощи гидравлического приспособления спускалась вода из мельничного ручья. Здание Ратуши было когда-то жилым домом художника Петра Малера - в 1504 году его перестроили в винный погребок, который просуществовал вплоть до 17 века, после пожара 1887 года на здании был надстроен второй этаж, и оно приобрело современный вид. Частью Ратуши является так называемая тюрьма Караффы, построенная в 1504 году и служившая хранилищем вина, позже - городским военным складом. С балкона Ратуши в 1919 году красные части Белы Куна провозгласили СЛОВАЦКУЮ СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ РЕСПУБЛИКУ - она стала лишь кратковременным эпизодом в истории города, уничтоженная войсками чехословацких легионеров. Реальная Ратуша стояла в центре площади. В 1497 году это было здание с башней, на которой били куранты. В 1498 году над ней надстроили еще один этаж, а крышу покрыли черепицей. Южнее Ратуши находится Шаришская галерея с временными выставками словацкого искусства. Фонтан Нептуна - единственный сохранившийся из десяти существовавших в 19 веке в городе. В начале 19 века его перестроил в стиле барокко каменотес В.Ставянски - фонтан представляет собой остров, на котором стоит Нептун в окружении рыбы, лягушки, крокодила и черепахи. Фонтан был построен по решению Маркуса Голондера, в
благодарность городу
за вручение ему гражданских прав - это был первый еврей, которому удалось получить их. Комитатный дом возник в результате соединения двух двухэтажных домов эпохи Ренессанса в 1769 году, служил административным зданием Шаришского комитата - на его фронтоне - рельеф "Справедливость", изображающий суд Соломона. Сейчас в здании находится Государственный районный архив.

В начале восемнадцатого века граф Клобушицкий купил землю, на которой стояли две усадьбы и ремесленные домики, построил на их месте барочный дворец. Над лепным украшением центрального фасада работали итальянские художники - центральным его мотивом является сцена Благовещения. Дворец окружает французский парк. В первой половине 19 века во дворце работал немецкий театр, основанный врачом - С.Кригером. Городской крытый базар был построен в 15 веке, его реставрировал мастер Юрай из Кошице. Сегодня здание используется по своему первоначальному предназначению - его называют - "Крамики". Городской трактир, здание которого до 1560 года принадлежало Томашу Кашеру, в 1562 году было куплено городом и переделано в трактир. В мае 1799 года в трактире был генерал А.В.Суворов, а в начале 1806 года располагался штаб М.И.Кутузова. К концу 19 века трактир расширился, к нему присоединили с обеих сторон мещанские дома; после перестройки здесь возник центр досуга. Во дворе был построен концертно-танцевальный зал "Черный Орел", а с 1833 года в помещении находился городской театр, первый в Прешове. КАЛВАРИЯ - это один из самых красочных уголков города - возвышенность над городом, любимое место прогулок местных жителей. Комплекс представляет собой Крестный путь с двенадцатью часовнями, символизирующими остановки ИИСУСА ХРИСТА на его пути к Голгофе; Костел Святого Креста и Часовню Святой Лестницы, построенные в 1721-1765 годах. Постройку комплекса спонсировал литовский князь Радзивилл, благодарный городу за предоставленное ему убежище. Составной частью комплекса является кладбище, которое само по себе памятник архитектуры. Благосостояние ПРЕШОВА в средние века базировалось на торговле солью. Соляные копи открыты в двух километрах от города, в местечке, получившем название СОЛИВАР. Сначала жители набирали воду ведрами из соляных
источников и выпаривали из нее соль. Первая шахта была открыта в 16 веке, в феврале 1752 года шахту затопило и погибли все горнорабочие. С тех пор соль добывалась испарением соленой воды, солянки. С помощью ооборудования в шахты нагнеталась вода, а затем раствор откачивался. В 1925 году недалеко от железнодорожной станции, в новом здании был введен в строй самый большой промышленный завод Соливара "МАССАРИК". Разработка копей в Соливаре закончилась в 1970 году, и ее добыча переместилась в Сланские горы. В год в Словакии получают около 100 000 тонн соли, которая обеспечивает потребности страны и вывозится в Чехию, Венгрию, Словению, Хорватию и Литву. В Соливаре работает музей, знакомящий с историей добычи соли.

                    

                   КОШИЦЕ (KOSICE)

Второй по величине город Словакии - ему отведена немалая роль не только в национальной истории, но и в прошлом Венгрии и Германии. С 13 по 15 века город был вторым по значению центром Венгерского государства, его населяло множество немецких колонистов. В ходе строительных работ 1935 года, в центре, рабочими было найдено 2920 золотых монет из 81 страны мира, датирующихся 15-17 веками, что, несомненно, свидетельствует о роли города как крупного торгового центра. Османская угроза приостоновила его развитие, перерезав обеспечивающие процветание торговые пути. После Первой мировой войны КОШИЦЕ на 19 лет вошел в пределы образованной Чехословацкой Республики, а по Мюнхенскому договору 1938 года отошел к Венгрии. К концу Второй мировой войны его значение выросло в связи с тем, что здесь обосновалось вернувшееся из эмиграции Чехословацкое правительство. В настоящее время после фундаментальной реконструкции главная улица КОШИЦЕ производит сильное впечатление - вдоль нее тянутся открытые средневековые водостоки, логично завершаясь в "поющем фонтане", каскады воды которого переливаются разными цветами под звуки музыки и днем и ночью. Здесь находится самый большой в Словакии католический Костел Святой Елизаветы. Церковный комплексный включает  - Часовню Святого Михаила 14 века, и Башню Святого Урбана. Работы над сооружением собора, начавшиеся в 1380 году, проводились на средства торговцев солью, они продолжались около столетия. Но через 48 лет Костел сгорел, в огне погибли восемнадцать из двадцати двух алтарей. Реконструированный в конце девятнадцатого века, Костел получил неоготическое оформление - в 1985 году некоторые стены, покрытые сажей, были очищены, и к старой святыне вернулась свежесть красок. Внешне Костел традиционен: высоко взметнувшийся вверх, он заканчивается конической крышей, крытой зеленой и желтой черепицей. Впереди к сбору пристроены две башни: одна - высокая, восьмиугольная, другая - приземистая и тяжеловесная. Темный интерьер церкви был дополнен в девятнадцатом веке витражами в готическом стиле, каменными украшениями над северными и западными дверьми и дополнен каменной лестницей, постепенно превращаясь в Королевскую Галерею. Здесь сохранился высокий алтарь, а в криптах - гробница Ференца Второго Ракоци, оспаривавшего правление Габсбургов в восемнадцатом веке - его останки были перевезены из Турции в 1906 году. Комплекс тюремных бастионов на Граничарской улице включает выставку о жизни Ф. Ракоци и антигабсбургском движении.

КОШИЦЕ - крупный культурный центр, где располагаются - Восточно-Словацкий государственный театр, Цыганский театр, Кукольный театр, Дом искусств (база Государственного филармонического оркестра), Восточно-Словацкий музей с геологической, ботанической и исторической коллекциями. Всего час езды отделяет Кошице от Рожнявы. Легенда рассказывает, что какой-то бродяга совершил переход через Рудогорские холмы и утомленный заснул - ему приснилось золото и открыв глаза, он начал неистово копать и работал до тех пор , пока сон не стал реальностью. Чтобы отметить счастливый участок, бродяга посадил три розы и по сей день горожане помнят то место, считая, что оно хранит удачу первопроходца. В самом городе работает Рудный музей, где представлена история добычи золота и железа, начиная с 13 века. В пяти километрах восточнее около деревни Красногорское Подградье на известняковом холме возвышается замок-крепость Красная Горка. В народе говорят, что в давние времена гнал свое стадо овчар Матей. Долгий путь утомил его, и пастух прилег отдохнуть на травяном ковре, он хотел бросить свою рубашку на камень, но яркий свет ослепил старика - камень был из чистого золота. Найденное сокровище овчар применил с пользой - построил все близлежащие замки, в том числе и Красную Горку. В действительности, замок был возведен в тринадцатом веке родом Мариаши и являлся одним из самых крупных на территории Словакии, его большая башня служила не только средством обороны, но и местом для жилья. В начале 16 века род Бабеков, которому достался замок, приступил к его реконструкции, усилив укрепления. В арсенале замка можно увидеть множество мечей, пистолетов, самострелов разных эпох. Есть там и одна диковинка - ловушка для людей. Ею пользовались при нападении на богатых путников на главной торговой дороге, ведущей из Венгрии в Польшу. В середине шестнадцатого века замок отошел императорскому двору и стал местом прибывания замковых капитанов. В Красной Горке обосновался и
политический центр управления тогдашней Гемерской жупы. В зале, где заседали представители жуп, сохранились обтянутые кожей стулья разной высоты - это объяснялось тем, что не все жупаны были одного роста. А за столом, где решались важные вопросы, они должны были сидеть так, чтобы их головы находились на одном уровне.

В шестнадцатом веке замок приобрел род Андраши, представители которого стали крупнейшими торговцами железом в Европе. Позднее граф Дьюла Андраши Старший (1823-1890), участник революции 1848-1849 годов, получил пост председателя Совета Министров Венгрии, а в 1871-1879 годах он был министром иностранных дел Австро-Венгрии. После прихода к власти коммунистической партии последний из представителей этой династии уехал в Лихтенштейн. Сегодня 31 комната открыта для посетителей, здесь можно увидеть многие вещи, поражающие воображение: старые фальшивые монеты, боевые топоры, сложные металлические шипы и крюки, разбросанные во дворе как когда-то, чтобы помешать продвижению вражеской конницы. В готическом дворце 17 века собрана богатейшая коллекция венгерского и турецкого оружия и вооружения, начиная от барабанов и кончая пушками. Представлена форма солдат двух армий. В северо-западной башне находится экспозиция графики. Одним из таинственных мест замка является часовня, где под украшенным фресками потолком покоятся в стеклянном саркофаге мумифицированные останки Софии Середы. Одна рука женщины застыла в воздухе, как будто маня любимого человека. Согласно легенде, она умерла после того, как ее муж изменил ей с Белой Леди из Левоча. Когда ее дети в отмщение задумали убить своего отца, в последний момент уже умершая София подняла руку, пытаясь остановить ужасный грех. Официальное объяснение более прозаично - на заупокойной мессе, в местной церкви, под руки была положена Библия. По дороге в замок книга случайно сдвинулась, затем ее вынули, но левая рука так и осталась приподнятой. Так или иначе, эта грустная история влечет в замок влюбленные пары. Семейным охотничьим домом Андраши был Дворец Бетльяр, располагающийся севернее Красной Горки. Он состоял из сорока двух комнат, включая двадцать одну спальню, бильярдную комнату и огромную библиотеку. Перед ним в английском дворике установлена
статуя Будды - первое свидетельство увлечения экзотикой. Дальнейшее путешествие по замку позволит увидеть еще множество необычных экспонатов: чучела медведей и других животных; комнаты, полные оружия самураев; китайского, турецкого и африканского военного снаряжения; слоновые бивни. Здесь можно найти даже египетскую мумию из пирамиды в Гизе, которой уже четыре тысячи лет. Но все же, главным образом, коллекция состоит из предметов быта и картин, исключение лишь составляет - библиотека восемнадцатого века, в которой собрано более восемнадцати тысяч томов.
        
         СЛОВЕНСКИ-РАЙ (SLOVENSKY RAJ)

Природный заповедник образуют в Словацком Рудогорье в основном реки - Слана, Гнилец и Горнад. Плоскогорье и известняковые горные хребты простираются вдоль дороги из Рожнявы в Кошицкую котловину, одевая почти 12 квадратных километров заповедника зеленым покрывалом хвойных лесов. Путешествие по Словенски-Раю можно начать из Подлеска. Любители древности увидят археологические раскопки словенского монастыря, построенного в 13 веке. Его стены должны были укрыть население от татарских орд. У Велика-Сокол удовольствие доставит водопад. Еще одно место, привлекающее внимание - пролом, образованный рекой Горнад в известняковой скале. В Словенске-Рае известно более 52 пещер - среди них самая большая, доступная для посещения Добшинская ледовая пещера, одна из двух в Словакии - другая в Низких Татрах. Ее основание базируется на огромном подземном озере, замерзшем на глубине более 20 метров и разделенном двумя холмами. Лед нарос на известняковые стены пещеры (ее 25-ти метровый коридор содержит примерно 145 кубических метров льда) и поражает своей мощью, исходящей от него природной силой. Пещера была открыта в 1870 году итальянским натуралистом Евгением Руффини. Первой в Европе в 1887 году она была снабжена электрическим освещением. Продолжить знакомство с девственной природой можно в области Рудных гор, которые находятся в самом сердце Словакии. Вопреки этому область относится к числу менее посещаемых и немноголюдных мест. Здесь расположены четыре охраняемые области: Поляна - мировой заповедник биосферы, Национальный парк Муранская Планина, Словацкий Карст и Церова возвышенность.

Поляна - это пример сохранившегося вулканического кратера с богатейшими фауной и флорой. Сегодня она прославилась своим особенным фольклором, который трепетно сохраняется в крае. Центром народной культуры Подполянья является Детва, известная своими фольклорными фестивалями, проводимыми, как правило, во второй половине июля. Несколько лучших пещер в Центральной Европе находятся в области, называемой Словацкий Карст. Даже в наши дни Словацкий Карст открывает свои богатства - медь, железо; реже - золото. В окруне города Рожнявы до сих пор есть действующие шахты. Особое геологическое строение пород, находящихся на этой территории, способствует тому, что все осадки быстро просачиваются вглубь. В результате вместо речной сети на поверхности земли возник запутанный лабиринт подземных потоков и озер. Воду здесь можно считать "главным архитектором" подземных и поверхностных карстовых явлений. Рельеф Словацкого Карста прост - сверху он напоминает гигантскую известняковую доску, и только глубокие русла реки Слана и Штитницкого потока делят монолитность на несколько плато. Одно из интересных - Плешивецкое плато - совершенно отвесные склоны и множество воронок придают ему вид лунной поверхности. В Словацком Карсте развились все формы карста - от пространств, покрытых оврагами, и обширных воронок на поверхности - до родников, вытекающих из-под белоснежных известняковых скал. Из могучих пластовизвестняка, вода сформировала стометровые стены, необычные конусовидные возвышенности, пещерные лабиринты с прекрасными сталактитами и сталагмитами, таинственным путем подземных рек. В Словацком Карсте поставлено несколько рекордов. Здесь находится самая глубокая пропасть Бразда (около ста восьмидесяти метров), уникальная арагонитовая Охтинская пещера, самая южная в северном полушарии - ледяная пещера Силицка, самый крупный каньон в Задиельской долине. В ботаническом отношении карст уникален - здесь можно найти разнообразную флору и фауну, некоторые представители которой не встречаются в других местах.

Карстовая пещера  в Домице, на север от Рожнявы на границе Словакии и Венгрии, расположена одна из самых больших в Европе - двадцать пять километров карстовых пещер. Она одинаково открыта для туристов из обеих стран. Пещера была обнаружена в 1926 году - она стала парадным входом в необыкновенно интересные недра крупнейшего карста в Центральной Европе. При открытии пещеры здесь были обнаружены и следы пребывания древнейшего человека, но многие находки оказались утеренными для науки после того, как пещера была открыта для посещения в 1932 году, когда хлынул поток туристов. Сюда привлекают огромные причудливые сталактиты и сталагмиты, путешествие на лодке по роднику Стикс, возможность почувствовать сырое дыхание Матери Земли. В восточной части Рудных гор можно найти и полюбоваться всеми видами пещер: Гомбасецкая - в ней очаровывают тонкие белые сосульки, толщиной всего лишь два-три миллиметра, а длиной до трех метров; Силицкая лядница; Охтинская арагонитовая пещера; Быстрая пещера. Ясовская пещера - в массиве известняковой скалы была открыта для посещения уже в 1866 году. Эту самую старую пещеру в год посещают более 10 000 человек, которых изумляют огромные каменные водопады и капельники. Необычными здесь кажутся и надписи на стенах, оставленные чешскими гуситами в 1452 году. В местечке Ясов находится и монастырь премонстратов с барочным оформлением 18 века, но его основание относится к более раннему времени. В монастырской церкви есть несколько отреставрированных фресок австрийского художника И.Л.Кракера - им был оформлен и потолок в монастырской библиотеке. Здесь находится множество минеральных и целебных источников и курортов - БРУСНО, КОВАЧОВА, СЛИАЧ, ЧИЖ.

ГОСПОДА! ПРИГЛАШАЕМ ВАС В ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭТОЙ НЕБОЛЬШОЙ СКАЗОЧНОЙ СТРАНЕ, ЛЕЖАЩЕЙ В "СЕРДЦЕ ЕВРОПЫ" - ВЕСНА ПРИЛЕТАЕТ СЮДА НА КРЫЛЬЯХ БЕЛЫХ ГУСЕЙ, ОНА БЛАГОУХАЕТ БУТОНАМИ ФРУКТОВЫХ ДЕРЕВЬЕВ И ЛУГОВЫМИ ЦВЕТАМИ; ЗИМА СПУСКАЕТСЯ НА СКЛОНЫ ГОР СИЯЮЩЕЙ БЕЛИЗНОЙ И ЗВЕНИТ СМЕХОМ РАДОСТИ ПЕРВЫХ ШАГОВ НА ЛЫЖНЫХ ДОРОЖКАХ...  ДУХ МРАЧНОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ОЖИВАЕТ В СТАРЫХ ЗАМКАХ, РОСКОШЬ ОКРУЖАЕТ ВО ДВОРЦАХ ЗНАТИ. ЗАТЕЙЛИВО СПЛЕТЕННОЕ КРУЖЕВО ДЕРЕВЕНЬ И ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ ПРОСТОТА ВЕКОВЫХ ДЕРЕВЯННЫХ ЦЕРКВЕЙ ПОМОГАЮТ ПОНЯТЬ ИСТИННЫЕ ИСТОКИ СИЛЫ СЛОВАЦКОГО ХАРАКТЕРА.

 

 



















































 
Туры
ПУИР © 2009