SiteHeart
г. Кодыма
Тел.:
+38(048) 672-66-07
+38 067 185-05-28
 
   
Италия: ФЛОРЕНЦИЯ, ТОСКАНА    


             РАЙСКИЕ УГОЛКИ ИТАЛИИ                  
                       
                      ФЛОРЕНЦИЯ
Прекрасная Флоренция - это самый красивый город, в самом красивом регионе Италии и одно из самых красивых стран в мире находится к северу от Рима. Это сейчас оба города - одна Италия, одна страна, а в эпоху Средневековья это были две разные страны, два мира, не враждебных, но соперничающих. И тот, и другой претендовали на европейское господство: Рим на господство духовное, Флоренция - на господство культурное... победила Флоренция... не только потому, что современная версия Рима построена флорентийскими мастерами, флорентийскими архитекторами и флорентийскими художниками. И не потому, что именно Папам-флорентийцам удалось таки превратить Рим в центр западного христианства, и не потому, что вся современная Италия говорит на языке, который еще несколько столетий назад называли "флорентийское наречие". И не потому, что Данте и Петрарка, Микельанджело и Леонардо, Рафаэль и Боттичели, Вазари и Челлини - все они были детьми Флоренции. Флорентийская культура была настоль мощной и неудержимой, что, обрушившись на соседние Рим и Ватикан, она считанные десятилетия разметала по темным углам все средневековое мракобесие и растекалась по Европе, дав начало эпохе под именем "Возрождение". Флоренция Медичи - город пародоксов, одна из столиц европейской культуры и город, где зародились банки и политика в современном смысле слова. Бок о бок с наивысшими проявлениями гуманизма - интриги, убийства, подкупы, изгнания, погромы, заговоры, поджоги и грабежи непрерывно следуют друг за другом. Город, гордившийся республиканскими традициями, в итоге подчинился семейству, захватившему единоличную власть. Бывшие врачи, разбогатевшие на торговле и ставшие банкирами, достигают власти над республикой внешне почти демократично - однако в результате получают герцогский титул, а затем роднятся с австрийским и французским правящими дворами. Из рода Медичи вышли два римских Папы - Лев Десятый и Клемент Седьмой. Флоренция "Цветущая" - основана в пятьдесят девятом году до нашей эры по указу Юлия Цезаря на месте старого этрусского города в качестве колонии для бывших легионеров. Отсюда - шахматный порядок улиц. Но подлинный расцвет городаотносится к эпохе Возрождения, когда к власти в городе-республике пришла семья Медичи.

Колыбель "Возрождения" - сдержана и аристократична, посреди центральной площади царит колокольня Джотто, с высоты которой город виден как на ладони. Справа - сахарная громада Санта-Мария дель Фьоре с куполом работы Брунеллески, словно парит в голубом небе Флоренции. Слева - галерея Уффицы с богатейшим собранием живописи, а в центре - капелла Медичи с бессмертными творениями Микельанджело. Именно во Флоренции вас охватывает так называемый "синдром Стендаля" - сильное эмоциональное потрясение от красоты города и обилия шедевров в нем. А вот и очаровательная площадь Синьории с творениями итальянских скульпторов: группа Геркулес и Какус, монументальный фонтан Нептун, Давид у входа в палаццо Веккио. Ах, Давид!  Глядя на него, совершенно забываете о том, что нужно восхититься мастерством и техникой Микельанджело, просто любуетесь этой статью и ловите себя на мысли - до чего же он красив!  Рядом с таким красавцем Геркулес и поверженный им Какус выглядят совершенно топорными и мужиковатыми. Кроме Палаццо Веккио, площадь Сеньории знаменита Лоджией Ланци - уникальное собрание скульптурных композиций. Здесь и Юдифь работы Донателло, и Персей Бенвенуто Челлини, и "Похищение сабинянок" Джанболоньи. Если не знать предистории, можно было бы возмутиться такому манифесту мужского шовинизма... какая обреченная драматическая красота в женских фигурах... и за что ж их так? Но утешаем себя тем, что герой отрубает голову не кому-нибудь, а Медузе Горгоне, персонажу по мифологии отрицательному, а напротив стоящий Нептун пристально смотрит на Персея, убивающего Медузу... оказывается Медуза ждала от Нептуна ребенка. В самом конце шестнадцатого века коллекция монументальной скульптуры на площади Сеньории пополнилась конной статуей Козимо Медичи. В 1560 году архитектор Джоржо Вазари по заказу семьи Медичи начал строительство здания офисов, которое стало одной из самых знаменитых картинных галерей мира - Уффицы. Коллекция размещена в хронологическом порядке и дает представление о творчестве тосканских мастеров живописи - Джотто, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микельанджело. Здесь собраны произведения мастеров различных итальянских школ - Рафаэля, Тициана, Тинторетто, Караваджо, немцев -  Дюрера и Кранаха, голландцев - Рубенса и Ребрандта, серия автопортретов. Кроме живописи, в галерее есть залы, посвященные античной скульптуре, и богатейшая коллекция гобеленов. А вот и Боттичелли - "Рождение Венеры"... в галерее Уффицы уникальное собрание полного Боттичелли, где со всех картин смотрит его муза - сеньора Веспуччи, вдова брата Америго и любовница герцога Медичи. Фасад галереи украшен скульптурами гениев Возрождения - Леонардо, Микельанджело, Джотто... А интересно ведь, как выглядели сами авторы культурного наследия, правда? Вот например, Джотто, такой суровый взгляд, что совершенно не соответсвует с легким изяществом его творений - и опять убеждаемся внешность обманчива. Картинная галерея занимает третий этаж здания, где находятся также Государственные архивы с раритетными документами города, кабинет рисунков и гравюр с уникальной коллекцией, начало которой положено в семнадцатом веке по инициативе кардинала Леопольдо Медичи. В 1737 году последняя в роду Медичи - Анна Мария Людовика - передала галерею в дар городу. Подвиг Анны Марии Медичи, сестры последнего великого герцога, заключается в том, что она передала трон правителей Флоренции Габсбургам, поставив условие: все коллекции рода должны перейти городу. Все - это галерея Уффици, дворец Питти, вилла Медичи в Риме, все библиотеки семьи, этрусская и египетская коллекции. Благодаря этому пакту, картины и скульптуры, за которыми туристы едут во Флоренцию, остались в Италии, а не переехали в Вену или даже Чехию - ведь эрцгерцог Франц-Фердинанд, из-за убийства которого в Сараево началась Первая мировая война, вывез практически все из Тиволи в замок Конопиште... и стоял бы Давид сейчас где-нибудь в парке Шенбрунна. Вообще-то у флорентийских музеев есть два главных недостатка. Во-первых, щедевр теснит шедевр. В городе, где портреты сбежавших преступников рисовал Боттичелли, с искусством все в порядке. Второй недостаток: слишком много во Флоренции не только картин и статуй, но и желающих взглянуть на них, чтобы полюбоваться на экспонаты в галерее Уффици, придется постоять в очереди, возможно потеряв не один час своего драгоценного времени. Символом не только Флоренции, но и всей Тосканы, стал купол собора Санта Мария Дель Фьоре - собор Святой Девы Марии с цветком лилии в руках. Возводить его начали в 1296 году, работами руководил Арнольфо ди Камбио. Денег в казне тогда хватало, размахнуться решили не на шутку. Когда же опомнились, стены храма уже стояли, но никто не знал, как закрыть их куполом на высоте пятидесяти семи метров и диаметром сорока трех метров.Четыре десятилетия собор простоял без купола, а в 1418 году строительство возобновили по эскизам Брунеллески, создавшего купол, который мы видим сегодня. Купол сразу признали шедевром. Спустя годы папа Юлий Второй закладывает собор Святого Петра в Ватикане, попросит Микельанджело сделать для него купол еще больший, чем флорентийский, и услышит ответ: "Купол Дуомо не то, что превзойти, его воспроизвести невозможно"... слова Микельанджело оказались пророческими, такой схемы для купола больше никто не применит, хотя в современной архитектуре идеи Брунеллески используются при строительстве небоскребов.

Дух прошлого жив во Флоренции - каждый июнь в городе на площади Санта Кроче проходит футбольный матч в средневековых костюмах, причем традиция восходит к 1530 году, а в Пасхальное воскресенье перед собором Санта Мария Дель Фьоре устраивают "взрыв повозки" - это из эпохи крестовых походов. В родовой церкви Санта Маргарита Данте встречался с Беатриче, впоследствии поэта изгнали из Флоренции, и умер он в Равенне, где и похоронен. Флорентийцы пытались вернуть его прах, но равеннцы ответили: "Кто не оценил его при жизни, тот и не оценит и после смерти". Впрочем, флорентийцы все же создали Данте мемориал в церкви Святого Креста - памятник воздвигнут над пустой гробницей, а рядом похоронены знаменитый Россини и великий Никколо Маккиавелли, чья пережившая века мудрость... чье изречение было - "Цель оправдывает средства" и по сей день в лексике политиков и рядовых граждан. Церковь Санта Мария Новелла построена Монашеским орденом доминиканцев, который сыграл значительную роль в истории Флоренции. Часть церкви выделена под музей и сейчас здесь хранится множество фресок и других произведений искусства четырнадцатого-шестнадцатого веков таких мастеров, как мазаччо, Вазари, Гирландайо, Брунеллески, Джулиано да Сангало, Росселлино, Гиберти. Фасад церкви считается одним из самых выдающихся фасадов Ренессанса. В середине четырнадцатого века, когда Флоренцию посетила губительная чума и город почти опустел, здесь после литургии собрались семь дам и трое молодых людей, а было им от восемнадцати до двадцати восьми лет, и были они рассудительные, родовитые, красивые, благонравные, пленительные в своей скромности, в приличествующих мрачной године траурных одеждах и решили они благопристойным образом удалиться в загородные имения, чтобы заполнить досуг всякого рода развлечениями. Так начинается сборник новелл "Декамерон" Боккаччо. В одной из легенд старой Флоренции рассказывается о темной узкой улице, которая протянулась от Палаццо Альберти до собора, она называлась "улицей покойницы" - заживо погребенную девушку, упавшую в обморок во время венчания с нелюбимым стариком, никто из живых не хотел принять, ее с молитвами отсылали обратнов могилу. Темной ночью бежала она в подвенечном наряде за город, во Фьезоле, где жил молодой скульптор, любивший ее... любовь сильнее смерти... и в один из чудесных весенних дней можно увидеть на склоне Фьезоле, где кипарисы тонут в голубой, золотистой дымке. Итальянская трава не такая, как наша, а какая-то горьковато-пряная, она буйно покрывается цветами, как во времена Савонаролы, который так любил цветы - мрачный монах, уничтожавший произведения искусства, в том числе "Леду" Леонардо да Винчи. Во Флоренции всегда вспоминаете всегда вспоминаете о Савонароле, как вспоминаете о Леонардо да Винчи и о буйном мастере Бенвенуто Челлини. О монахе постоянно напоминает плита посреди площади Синьории: "Здесь сожжен Саванарола", и перед домом, в котором по преданию родился Леонардо, вы вспомните о Саванароле и его любви к цветочкам. Существует легенда, что именно из Флоренции династия Медичи привезла ко французскому двору науку любви "поесть и выпить" и, возможно, где-то здесь найдем начало высокой французской кухни. Только во Флоренции, стоя у стойки таверны на старом рынке в толпе местных интелегентных любителей выпить, потягивая не спеша вкусное вино с окрестных флорентийских холмов и закусывая все ароматным хлебом с восхитительной "триппой"(вареными овечьими потрохами), сможете постигнуть все глубинные корни и кулинарии, и виноделия. Прекрасны ночные звуки Флоренции - шепоты, шаги, отзвук гитары, а иногда мужской горячий голос, поющий древнюю серенаду, сочиненную лоренцо Великолепным, которая пережила все его великолепие и поется до сих пор всеми влюбленными - "О как молодость прекрасна!"... Когда же небо побледнеет неподражаемой флорентийской утренней золотой синевой - как на картинах старых мастеров и голоса итальянцев, везущих овощи на рынки, заменят таинственные звуки ночи... вы просыпаетесь, и наступает утро. Блистательная Флоренция в обрамлении мягких переливов тосканских холмов с черными свечами кипарисов и башнями на склонах летом похожа на большой базар в базарный день, а поздней осенью, когда туристов становится меньше, улицы и площади пустеют, и город обретает настоящее лицо. Становится видно, что Флоренция заснула на берегах Арно, как сказочная принцесса. Этому городу не нужно прилагать усилий, чтобы сохранить традиции - он весь традиция, весь - память о прошлом и будущем. Его камни помнят шаги Данте и легкую поступь Беатриче, на них оставили следы резец Мекельанджело и стремительный карандаш Леонардо. Стены древних церквей хранят фрески Джотто и гербы давно угасших семей, некогда богатых и властных. На свидание с искусством приходят не только в галерею Уффици и музей Питти. Свидание с искусством продолжается здесь непрерывно, на каждой улице и каждой площади божественной Флоренции.


                     ТОСКАНА
Регион в центре Италии, подозрительно похожий на рай... или, по крайней мере, на его живописное изображение - с неправдоподобно изящными холмами, пронзительной красоты закатами и идеально вписанными в пейзаж городами. Города эти, как и монастыри с замками, настолько насыщены подлинными шедеврами живописи, скульптуры и архитектуры, что сами вполне могут считаться музейными экспонатами. Посетив за день восемнадцатую расписную капеллу, начинаем склоняться к мысли, что главное тут - не в изобразительном искусстве, а в кулинарном. Основные блюда тосканской кухни - оливковое масло, сыр, помидоры, фасоль, говядина, куринная печень, белые грибы; из деликатесов - зайчатина, кабанина, дичь и трюфеля... и, конечно, вино - от столового Кьянти до коллекционногоТиньянелло. И, после такого прекрасного отдыха пора в Сиену. Извечная соперница - в политике, финансах, архитектуре, художествах и кулинарии - Сиена считается оплотом Средневековья, ее окрестности помещены на все открытки - гигантский полосатый собор, вогнутая площадь Кампо, сказочная живопись Симоне Мартини, Дуччо ди Буонинсенья и Пинтурикью. С тринадцатого века город разделили на три части, терции, сходившиеся на центральной площади. Терции делятся на семнадцать контрад, автономных районов, по сути имеющих статус отдельных городков, каждому присвоен флаг и герб с изображением животного-покровителя. Жители разных контрад соперничают друг с другом, и основное событие, при котором соперничество достигает пика - проходящие в Сиене второго июля и шестнадцатого августа ежегодные конные соревнования, Палио. Для каждой гонки отбираются представители десяти контрад, соревнования проводятся на Пьяцца Кампо, специально засыпанной по такому случаю песком. Палио каждый раз собирает огромные толпы народу, как местных жителей, так и туристов. Посвятить себя более чем шестисотлетней традиции может только богатый город, а в Сиене каждый третий житель работает в банке, и самый старый банк Европы, действующий до сих пор, находится здесь. Сиенские банкиры придумали безналичные платежи, изобрели бухгалтерские книги и были " кошельком Европы". Долгое время чаша весов истории колебалась между Сиеной и Флоренцией, как двумя городами-соперниками за власть, но спор, решенный историей политически в пользу Флоренции, не решен до сих пор в искусстве: кто первый художник Возрождения - Джотто или Дуччо... а впрочем вы можете сами сделать выбор, сравнив "Маэста" Дуччо в Музее Собора Сиены и "Успение Святого Франциска" Джотто в Соборе Святого Креста Флоренции. 

Ареццо - изящный белокаменный городок с наклонной соборной площадью и замком - известен тремя вещами: золотой фабрикой, антикварной ярмаркой и, главное, волшебной "Историей Животворящего Креста" Пьеро делла Франчески. Здесь же, к невероятной радости местных рестовраторов, снималась национальная итальянская гордость, фильм "Жизнь прекрасна". Далее, Лукка, погруженная в блаженную спячку, засажена геранью. На бело-зелено-мраморном, затейливо изукрашенном фасаде кафедрального собора не найти не одной повторяющейся детали; внутри хранятся фрески Тинторетто, Гирландайо и Якопо делла Кверча. Из римского амфитеатра образовалась идиллическая круглая площадь с парой кафе и обильной балконной растительностью, а из широченных крепостных стен устроили тенистый променад на четыре километра. Лукка станет для вас одним из самых приятных сюрпризов итальянского путешествия. Путешествуя дальше, знакомимся с Пизой - абсолютно плоский город, а главные элементы рельефа: самая удачная ошибка в истории человечества и беломраморные громады собора с Баптистерием, вблизи которых расположено еще и самое причудливое в Италии кладбище - Campo Santo, покрытое историческими фресками. А, вообщем, Пиза прекрасна... это университет, романские церкви, бурая река и часовня Santa Maria della Spina, а падающих башен, между прочим, здесь три: помимо соборной еще и колокольня San Nicola и San Michele degli  Scalzi. С Пизанской башни Галилей бросал вниз различные предметы, ища подтверждение своей теории. Прах же великого ученого погребен в соборе Святого Креста во Флоренции. Считается, что Пиза - самый дождливый город в Италии, но с этим соглашаться необязательно, уже в период римской империи Пиза была важной военно-морской базой, а в средневековье - одной из самых могучих морских республик, расположенной, кстати, в двенадцати километрах от Тирренского моря. Главная достопримечательность - Собор Duomo - пример, так называемого, романо-пизанского стиля. Его начали сооружать на рубеже тысячелетий в 1063 году. Снаружи четыре ряда элегантных аркад, а внутри собора прекрасные произведения великого Джованни Пизано, в том числе кафедрой его работы. Циллиндрический беломраморный Баптистерий (Крестильня) также украшен работами Джованни Пизано. Еще одна достопримечательность Площади чудес, относящаяся к 1277 году - Campo Santo Vecchio - сооружение известно изумительными мозаиками и фресками, не все из которых уцелели после Второй мировой войны. Особняком стоят такие шедевры как "Ветхий Завет" Беноццо Гоццолии и "Триумф Смерти" четырнадцатого века неизвестного мастера, которые, как утверждают итальянцы, вдохновили композитора Ференца Листа на создание произведения "Пляска смерти" для фортепиано с оркестром. 

Вклад Италии в мировую сокровищницу искусства - бесценен, а без флорентийской и умбрийской художественных школ невозможно представить итальянское Возрождение. Даже термин Возрождение - по французски "ренессанс, а по-итальянски "ринашименто" введен именно итальянцем - архитектором и историком искусства шестнадцатого века Джоржио Вазари. Итак, перед вами идеальный город Сан Джиминьяно, который вырастает перед вашим Alfa Romeo, ощетинясь всеми своими башнями, устремленными в небо. Каждая семь города считала долгом построить башню. Две из них, соединяющие две площади в самой высокой точке города, до сих пор называются "Сальвуччи" и "Ардингелли" - в честь местных Монтекки и Капулетти. Из семидесяти двух башен, символизировавших могущество и богатство знатных семейств, сохранилось лишь пятнадцать. Именно башни, как магнит, притягивают туристов, жаждущих аутентичности. Это образец того, как выглядела Флоренция в двенадцатом-тринадцатом веках, когда бились насмерть кипевшие лютой ненавистью гвельфы и гиббелины, пока Козимо Медичи не приказал снести все башни Флоренции. Далее, в тридцати километрах расположен городок Вольтерра - крепость древних этрусков, появившихся неизвестно откуда и канувших в небытие.

И, вот наконец, Сиена... при въезде в город на воротах надпись: "Больше, чем ворота Сиена открывает вам свое сердце". Волчица с Ромулом и Рэмом  - символ Сиены - одна из романтических легенд рассказывает о том, что город основали Сенио и Аскио, племянники Ромула, привезли с собой это изображение из римского дома, которое символизировало потерянное отечество, и спрятались на месте этрусского поселения Сенони, где позже римляне во время правления Оттавиана Августа основали военную колонию Саена Джулия. Фонтебранда - местность, где родилась Екатерина Бенинказа, сиенская святая, чей вдохновляющий религиозный пыл вызвал удивление даже у папы Григория одинадцатого. Родилась Екатерина в 1347 году в семье Якопо ди Бенинказа, красильщика тканей и Монны Лапы Пьядженти. Будучи полуграмотной, она в состоянии сна диктовала философские и богословские труды, за которые ее, первую из женщин, удостоили звания дважды доктора наук. В одном из трудов Екатерины Сиенской звучал призыв создать единую Европу, что для четырнадцатого века, когда Европу раздробили на мелкие государства и княжества, было невероятно смелой идеей. Ее вклад в историю Италии грандиозен: на протяжении многих лет призывала Пап из Авиньона обратно в Италию после семидесяти пяти лет пленения, что позволило сохранить Рим "вечным городом". Нетленные мощи головы маленькой монахини находятся в Соборе Святого Доминика, вблизи ее родного дома. Умерла Екатерина 29 октября 1380 года в Риме, ее канонизировали в 1461 году, а в 1939 году провозгласили Святой покровительницей Италии. Интересно посетить и Собор Санта Марии дель Фьоре, основанный в 1296 году, который строился почти два столетия - огромный купол, с которого токрывается прекрасный вид на Флоренцию, создал архитектор Брунеллески. В музее собора собраны произведения искусства из самого собора, колокольни и Баптистерия. Баптистерий (крестильня) построен в романском стиле и вначале был языческим храмом. Это самое старое здание Флоренции седьмого века, а также очень знаменитое - в нем крестили Данте. Также можно посетить музей под открытым небом, какой является родиной совершенного итальянского языка и литературы, гуманизма и ренессанса - францисканского собора Санта Кроче. Во флорентийском Пантеоне, расписанном Джотто, похоронены великие флорентийцы: Микельанджело, Леонардо да Винчи, Никколо Маккиавелли, Галилео Галилей, композитор Россини... Перед собором Санта Кроче - площадь, на которой сожгли Савонароллу, а рядом  - Бапстерий с "Вратами Рая", колокольня Джотто, Палаццо Веккьо.

Пройдя по "золотому мосту" Ponte Vecchio через реку Арно, попадем в сады Боболли - великолепный образец садово-паркового искусства эпохи Возрождения, предвестник венских, версальских и петергофских садов с каскадом фонтанов, дворцов, прудами с золотыми рыбками, беседками, павильонами. Далее, дворец Питти - построен Бруннелески для семьи Питти... в роскошных залах дворца размещаются богатейшие коллекции Музея серебра, Музея карет, Музея костюма, Музея современного искусства и знаменитое собрание живописи Медичи, где в большинстве своем прекрасные работы итальянских мастеров. Далее, совершим приятное путешествие по винным погребам замков Тосканы с дегустацией знаменитых вин Кьянти в Вольпайя - Chianti Classico DOCG, Bianco di Volpaia, Chianti Classico Riserva, Coltassala, Balifico. Заедем в замок Веррадзано, расположенный между Флоренцией и Сиеной и основанный древними этрусками. Здесь мы тоже посетим винные погреба и продегустируем сладкие вина, где самым лучшим считается Vinsanto. Далее, не менее приятная прогулка в Пьетрасанту, где можно насладиться произведениями искусства из золота, мрамора и бронзы. Кстати, Пьетрасанта - одно из самых пристижных мест отдыха итальянской знати. По дороге можно заехать в Лукку или отправиться на рыбалку на Тирренское море в Марина ди Каррара. Возвращаясь во Флоренцию интересно побродить по площади и улицам города... облик города мало изменился с течением веков, по-прежнему завораживает великолепием дворцов и церквей, тишиной узких средневековых улочек и неспешным течением реки Арно. Только во Флоренции можно пройтись по улице с поэтическим названием - via Delle Belle Donne - улица прекрасных дам. Флоренция - не застывший музей под открытым небом, куда стремятся туристы со всего света, чтобы осмотреть уникальные произведения искусства, а живой и удивительный ансамбль эпохи Возрождения. Ни в одном другом уголке мира нет подобного обилия шедевров архитектуры, живописи и скульптуры этого периода. И обязательно посетите церкви Санта Мария Новелла и Сантиссима Аннунциата. А находясь у самой знаменитой галереи Флоренции - Уффици, построенном в шестнадцатом веке, что является одной из крупнейших картинных галерей мира, увидим гордость галереи - всемирно известные произведения итальянских мастеров эпохи Возрождения - произведения итальянских мастеров эпохи Возрождения - произведения Джотто "Мадонна на троне", шедевры Боттичелли "Весна" и "Рождение Венеры", три работы Леонардо да Винчи "Тондо Дони", "Благовещение" и "Святое семейство". 

  



 




















 
Туры






ПУИР © 2009