SiteHeart
г. Кодыма
Тел.:
+38(048) 672-66-07
+38 067 185-05-28
 
   
  СЛОВАКИЯ  


          ДРЕВНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СЛОВАЦКИХ ЗЕМЕЛЬ

История маленькой страны, недавно обретшей политическую самостоятельность, двойственна. Здесь оставили свой след кельты, римляне, авары, славяне. Позже она была неотъемлемой частью Венгерской и Габсбургской монархий. В то же время народная жизнь не была уничтожена столетиями чужого господства, она развивалась в деревушках, горных селениях, бурлила на городских площадях. Территория современной Словакии была заселена с древнейших времен. Человек продвигался сюда по долинам рек с юга и востока. Неоднородность рельефа не способствовала образованию единого культурного пространства. Начиная с эпохи бронзы здесь появляется один из главных центров европейской металлургии.Древнейшие люди, питекантропы - собиратели и охотники - продвигались по долинам рек. На их стоянках эпохи палеолита (400 000 - 200 000 лет назад) в Вишне-Ружбахи, Сеня, Мнешице археологами найдены примитивные орудия труда, грубо обработанные каменные рубила. Неандерталец значительно усовершенствовал технику производства каменных орудий, приемы охоты, развил зачатки домостроительства. Уникальная находка хранится в Пиештянском музее: маленькое (7.8 см) изображение "первобытной Венеры", вырезанной из бивня мамонта - ей 23 000 лет. На плодородных равнинах Юго-Западной Словакии с середины второго тысячелетия до нашей эры развивается мадьярская культура. Мадьяры жили в богатых укрепленных поселениях, их бронзовые и керамические изделия путем обмена достигали Средиземноморья. В Восточной Словакии в это же время возникает своеобразная оттоманская культура. Сохранившиеся поселения, их система укреплений, предметы обихода имеют очень много общего с культурой микенской Греции. В Спишски-Штвртке были обнаружены постройки бронзового века (1900 - 700 года до нашей эры): дома, остатки стен и укреплений. Археологические находки железного века (700 - 500 года до нашей эры) свидетельствуют о влиянии цивилизации Северного Причерноморья, а с юга - этрусской культуры.Раньше многих других племен Европы освоили железо кельты. В пятом веке до нашей эры они стремительно расширяли территорию своего расселения от Малой Азии до Испании и Британских островов и создали своеобразную культуру,получившую название "латен". В Словакии обосновалось кельтское племя котенов. Кельты включаются в широкий торговый обмен, о чем свидетельствует чеканка золотых и серебряных монет, первой денежной единицы в Центральной Европе. Развитие кельтского общества было прервано в конце первого века до нашей эры нашествием германских племен с севера и агрессией Рима, граница владений которого проходила по Дунаю. Германское племя квадов вытеснило кельтов с плодородных равнин юга и юго-запада. Во второй четверти первого века нашей эры возникает варварское королевство квадов, находившееся под протекторатом Рима. Haблюдается  быстрый рост римского влияния, используется выгода транзитной торговли на "янтарном" пути из Балтики в Средиземноморье. Грабительские походы квадов на соседние римские провинции Норик и Паннония привели к организации против них военных экспедиций. В ходе борьбы Рима с германцами в первом веке возникают римские крепости (у Девина и Ижи). Часть римского войска по течению реки Ваг проникла до современного Тренчина, оставив латинскую надпись на скале под замком. Последнюю попытку уничтожения врагов предпринял в 374 году император Валентиниан Первый. В последующие десятилетия экономический и социальный кризис Римской империи, нападения на нее варваров имели следствием ликвидацию римского господства на Дунае.

Появление славянских племен, первые государственные образования у славян

В период Великого переселения народов в IV-VII вв. через трриторию Словакии прошло несколько волн варварских германских племен и кочевников из причерноморских степей. С севера по долинам Лабы и Одры, с востока через карпатские перевалы продвигаются славянские племена, которые стали преобладать с шестого века. Они частично поглотили прежнее кельтское, германское, а загем и аварское население и создали оригинальную земледельческую культуру племен керамики так называемого пражского типа, тесно связанную с культурой славян Восточной Европы и Бапкан. Вероятно, южные районы Словакии входили в первое западнославянское государство Само в 7 веке - оно образовалось в результате решительного сопротивления племенных славянских княжеств власти Аварского кагантата. К вооруженному выступлению присоединился со своей дружиной франкский купец Само. Он проявил организаторские способности и был выбран восставшими - предводителем. В 631 году в решающей битве у Вогастисбурга войско Само нанесло сокрушительное поражение франкскому королю Дагоберту Первому. Первое племенное княжество предков словаков - Нитранское, или княжество Прибины, возникло в начале 9 века по течению рек Вага и Нитры. Из Франкской империи, западного соседа славян, сюда проникло христианство - по просьбе князя Прибины зальцбургский архиепископ освятил храм в Нитре. Около 833 г. моравский князь Моймир Первый присоединил владения Прибины к Моравскому княжеству - ядру будущей Великоморавской державы, что ускорило темпы развития феодальных отношений в словацких землях. В 863 году, пытаясь противостоять растущему немецкому влиянию, моравский князь Ростислав обратился за помощью к византийскому императору,он просил прислать людей, способных вести проповедь христианского учения на славянском языке. Тогда же в Моравию отправилась миссия, возглавляемая братьями Кириллом и Мефодием, известными своей просветительской деятельностью у разных народов. Для выполнения своей задачи Кирилл создал первый славянский алфавит - глаголицу. На нее были переведены греческие богослужебные книги, СВЯЩЕНОЕ ПИСАНИЕ, составлен свод законов. В основанных школах ученики солунских братьев (их родиной был греческий город Фессалоники, славяне называли его Солунью) обучали детей письму, искусству перевода, переписке духовных книг. Совершив путешествие в Рим, Кирилл и Мефодий добились у Папы Адриана признания славянского языка в качестве богослужебного. Позже Мефодий был поставлен архиепископом Моравским, укрепив позиции православной церкви в Моравии. Невозможно переоценить значение этой деятельности для развития славянской христианской культуры.

Словацкие земли в составе Венгерского королевства, развитие средневековых городов

Под натиском венгров, появившихся в Подунавье в конце 9 веке, Великоморавское государство распалось. Его административная и церковная организация оказались разрушенными, значительная часть поселений, в особенности в южной и восточной части Словакии, уничтожена. Славянское население поредело: было продано кочевникам в рабство или бежало в горы. В конце 10 века - начале 11 века Западная и Центральная Словакия неоднократно переходили к правителям Чехии и Польши. В 1018 году после того, как польский князь Болеслав Храбрый отказался от претензий на словацкие земли, они были включены в состав Венгерского королевства. Венгерский король Иштван Первый (Стефан) (997-1038) образовал на словацкой территории восемь комитатов (административных единиц), во главе которых поставил представителей крупных вельможных родов, вероятно, местного происхождения. Южные и западные словацкие земли с оседлым земледельческим населением составляли наиболее развитую часть венгерского раннефеодального государства. Высокого уровня достигло здесь ремесленное производство, о чем свидетельствует возникновение поселений ремесленников, сохраняющих свои названия по сей день: Тесары - поселение плотников; Грнчары -гончаров; Коваче - кузнецов. В марте 1241 года на территорию Венгрии вторглись татаро-монголы - поход диких орд не привел к установлению какой-либо зависимости (летом 1242 г. они покинули земли), но был опустошителен. Неслучайно, укрепляя свои территории, королевская власть заботилась об увеличении числа крепостей. Поселения неаграрного характера становятся и центрами ремесла с еженедельными ярмарками, получают привилегии: Трнава - в 1238 году, через несколько лет их добились Зволен и Нитра, в середине века - Тренчин, в 1291 г. - Братислава. В середине 12 века король поселил в центре Словакии немецких и французских ремесленников и торговцев, позже - итальянских. В конце 12-13 веков появились новые города, основанные на нюрнбергском и магдебургском праве. Открытие богатых месторождений серебра не только вызвало в середине 13 века "серебряную лихорадку", но и сделало более интенсивным процесс создания городов на основе так называемого горного права. Они обладали большей личной и коллективной свободой (Банска-Бистрица, Банс-ка-Штьявница, Нова-Баня, Кремница). В словацкой Кремнице мастера монетного дела из чешской Кутна-Гора чеканили золотые дукаты и наиболее ходовую монету - серебряные динары. В 14 веке добыча золота здесь составляла около 400 килограм в год. Монетный двор Кремницы действует и сегодня. Возникла особая группа городов на севере Словакии с центром в Лёвоче (Спишские города), процветавших за счет транзитной торговли между Силезией, Прибалтикой, Польшей, Юго-Восточной Европой. Несмотря на то, что в 15 веке города, противостоя произволу магнатов, пытались объединиться в союзы (например, в 40-х годах возник союз "Пента-политана", в который входили Кошице, Лё-воча, Прешов, Бардеёв и Сабинов), они не стали решающей политической силой. Крупных городов в Словакии в 15 веке не было. Братислава и Кошице насчитывали до 10 000 жителей, Лёвоча, Бан-ска-Штьявница, Банска-Бистрица, Трнава, Кремница - до 5 000. Основное население Братиславы, городов Словацкого рудногорья и Спиша составляли немцы, бывшие колонисты. В старых городских центрах, существовавших еще до колонизации, наоборот, преобладал словацкий элемент. В 1301 г. в Венгрии прервалась мужская линия династии Арпадов. Это привело к борьбе магнатов Матиаша Чака Тренчинского (1260- 1321) в западной части Словакии и Омодея Оба в восточной с претендентом на королевский престол Карлом Вторым  Робертом (1308 - 1342) из неаполитанской династии Анжу. Матиаш Чак создал в Тренчине свой двор, не уступавший по роскоши королевскому. В его замке был водопровод, большой парк и зверинец. Он чеканил свою монету и называл себя "господином Вага и Татр". Подвластную территорию он разделил на доминии с пятидесятью замками. В 1311 году папский легат предал анафеме Матиаша, объявив, что тело его будет лишено погребения. Проклятию предал его и Нитранский епископ. Все это мало беспокоило мятежного магната, о котором в словацкой литературе говорили как о борце за независимость Словакии. После смерти Чака его последователь Фелициан Зах признал власть короля Карла Второго Роберта. Источники рассказывают, что дочь Заха, фрейлина королевы Елизаветы, красавица Клара была обесчещена польским королевичем. Узнав об этом и подозревая в преступном сговоре саму королеву, разъяренный отец отправился ко двору. Он вбежал с мечом в комнату, ранил Карла Второго Роберта и, ринувшись к королеве, успел лишь отрубить ей 4 пальца руки. Весь род Заха был вырезан. Кларе отрубили рот, нос, губы. Полумертвую ее привязали к коню и заставили кричать: "Так будет со всяким, кто посягнет на королевскую власть". Анжуйская династия укрепила свои позиции.

     

                Валашская колонизация

С конца четырнадцатого века в горной Словакии начинается так называемая валашская колонизация. Влахи (валахи) - пастухи проникли сюда по карпатским хребтам. По пути к ним присоединялось украинское и польское крестьянство, и на территории Словакии этнический состав влахов был уже весьма пестрым. Да и само название "валахи", первоначально этническое, трансформировалось в определение хозяйственного занятия. Валахи-колонисты были свободными и платили только десятину со своего скота. Управляли поселениями валахов их воеводы. С течением времени они оседали в горной местности, освобождали раскорчевкой леса площади для ведения пахотного земледелия, сливались с местным словацким населением. С их приходом расширилось скотоводство, особенно разведение овец, и его продукция стала важной статьей экспорта в Польшу и Силезию.

Реформация и контрреформация, отклики гуситского движения в Словакии

Яркую страницу в истории Словакии XV в. вписало гуситское движение, родиной которого были чешские земли. Ректор Пражского университета Ян Гус (1371 - 1415) выступал за искоренение пороков церкви и духовных лиц, их возвращение к принципам раннего христианства, за равенство чешского и немецкого языков. После сожжения Гуса по приговору Констанцкого собора его идеи были развиты чашниками (умеренное крыло движения), требующими уравнения мирян и духовных лиц, что символизировало причащение мирян - хлебом и вином. Ранее причащение из чаши "КРОВЬЮ ГОСПОДНЕЙ" было привилегией духовного сословия. Группировка, углубившая учение Гуса - табориты, придала ему социальное звучание. Название свое она получила по городу Табор, где находился ее политический и военный центр. Таборитская армия сумела отразить пять организованных реакционными кругами походов и перенесла действия за границы Чехии. В 1428 году войска Прокопа Голого направились к Братиславе. В начале 30-х годов гуситы оставили в захваченных замках и тродах Словакии постоянные гарнизоны. В 1432 году они взяли Трнаву и превратили ее в крепость, откуда постоянно угрожали Братиславе. В 1433 году таборитам принадлежали почти все города центральной Словакии, в том числе Кремница с ее Монетным двором. В дальнейшем обосновавшиеся здесь гуситские гетманы не раз предпринимали походы на свой страх и риск, нередко превращая их просто в грабительские набеги, не имевшие ничего общего с идеалами гуситского движения. После поражения таборитов у Липан в 1434 году капитаны гуситских гарнизонов в Словакии изменили свое поведение. Понимая, что без поддержки Чехии им долго не продержаться, они за богатый выкуп оставляли города и замки. В 1440 году вдовой венгерского короля в восточную Словакию жупаном был назначен морамский шляхтич Ян Искра из Брандыса. Кроме нескольких тысяч наемников, пришедших вместе с Яном Искрой, в Словакии действовали и самостоятельные группы бывших гуситских воинов, создавшие  общины "братриков" (подобно таборитским общинам "братьев и сестер"). Они стали опорой антифеодального движения. Братриков возглавил капитан Петр Аксамит, войско которого, пополненное местными жителями, насчитывало до 20 000 воинов. Решительную борьбу против разгоревшегося движения повел вешерскии король Матиаш Корвин (1458 - 1490). В мае 1458 года в битве у Шарошпотока братрики потерпели поражение. Многие их капитаны заключали договоры о перемирии с венгерскими феодалами. Так, капитаны Брцал и Бартош в 1462 году сдали Кежмарок за 16 000 золотых. Ян Искра перешел на службу к королю, получив титул барона, владения в Трансильвании и 40 000 золотых в качестве выкупа. В начале 16 века в землях Венгерского королевства получают распространение идеи реформации. Одним из первых проповедников евангелического учения стал Матиаш Девай Биро, начавший свою деятельность в Кошице. Наиболее распространенным направлением реформации первоначально становится кальвинизм. Обучавшиеся в Виттенберге и других германских университетах студенты приносили и идеи лютеранства. В 1525 году государственное собрание приняло декрет против лютеран, предусматривавший их изгнание из страны и даже смертную казнь. Несмотря на это, реформационное движение ширилось. В 17 веке протестантизм превратился в один из главных лозунгов освободительных антигабсбургских движений. Власти преследовали протестантов, издавая против них законы. Наибольших успехов контрреформация достигла в первой половине 17 века, когда поход против них возглавил эстергомский архиепископ Петер Пазмань. В целях воспитания молодежи в духе протестантизма он способствовал укреплению позиции ордена иезуитов, появлению их школ, коллегий, конгрегации. В 1635 году в Трнаве по его инициативе был открыт иезуитский университет. В 1674 году: в Братиславе осудили на смерть сразу же 300 евангелических пастырей. Император милостиво заменил наказание, приказав им отказаться от своего звания или выехать из государства. Но 70 человек все-таки были отправлены в тюрьму, среди них трое протестанских священников Тобиаш Масник, Ян Симонидес, Юраи Пани, котрых приговорили к каторжным работам и в кандалах этапом отравили в Неаполь на испанские галеры. Позже им удалось бежать, поселиться в разных странах и посвятить себя литературному творчеству. В 1731 году руководитель словацких протестантов Даниэль Крман (1663 - 1740), благославлявший повстанцев на антигабсбургскую борьбу, был приговорен к пожизненному заключению. Но все же в ходе контрреформации, часть населения вернулась к католицизму.

Развитие горного дела,
восстание горняков 1525- 1526 годов

Вехой в развшии словацких земель стала последняя греть 15 века, когда здесь появились крупный предприниматель Ян Турзо и немецкая торговая фирма Фуперов. Я.Турзо происходил из дворянской семьи, разбогатевшей на транзитной торговле. С конца 60-х годов он вкладывал крупные суммы в развитие добычи меди в Банска-Бистрице. Свои усилия Турзо объединил с Фуггерами, и в результате возникло самое крупное в Венгерском королевстве общество по добыче руды и выплавке серебра и меди. Словакия превратилась в одного из основных производителей меди в Европе. Эксплуатация рабочих и их тяжелое положение стали причиной широких выступлений, которые начинаются одновременно с Крестьянской войной в Германии.Поводом к восстанию горняков 1525 - 1526 годов послужила порча монеты (чеканка неполноценной венгерской серебряной монеты) и выплата заработной платы неполноценными деньгами. Горняки в начале 20-х годов неоднократно требовали восстановления прежних условий работы и установления контроля городских советов над ценами на продовольствие. В мае 1525 года они создали вооруженные отряды и заставили предпринимателей повысить оплату труда. Осенью почти все городские центры добычи руды в Словакии и различные горняцкие религиозные братства объединились. Горняки выдвигали требования обеспечения больных, сирот и вдов погибших, соблюдения городскими и королевскими властями их свобод. Не добившись удовлетворения своей программы, вооруженные рабочие в феврале 1526 года захватили Банска-Бистрицу, Банска-Штьявницу, Пуканец, арестовали королевского управителя. В мае 1526 года руководство союза горняков перешло в руки сторонников радикальных действий и в июле-августе в Банска-Бистрице были разгромлены лавки и склады ненавистных торговцев, слышались угрозы "выбросить из окон и четвертовать" всех богачей. Папский легат в своем сообщении в Рим указывал, что на медных рудниках Банска-Бистрицы против Фуггеров восстало около 4 000 рудокопов, которые подстрекают к выступлению и окрестных жителей. На помощь патрициату пришло дворянское ополчение, разогнавшее восставших. По решению чрезвычайного суда вожди восстания (Ян Стауб, Стефан Ланч, Павел Хайер и др.) были казнены, а имущество восставших конфисковано.

      

Турецкая экспансия и образование Австрийской монархии.

В 1490 году после смерти Матиаша Корвина чешский король Владислав Ягелло был избран и на венгерский трон. В 1526 году турки нанесли поражение немногочисленной венгеро-чешской армии в битве при Могаче. Те, кто не погибли в сражении, были зарублены при бегстве или утонули в болотах, находившихся в тылу венгерских позиций. Такая участь постигла и 20-летнего короля Людовика Второго, сына Владислава Ягелло. Турки перебили и увели в рабство около 200 000 человек, выжигали города и деревни, путь продвижения войск был отмечен убийствами и грабежами. Поражение при Могаче привело к ликвидации самостоятельности и целостности средневекового Венгерского государства.Новый этап турецкой экспансии положил начало серьезным изменениям в расстановке и соотношении сил в Центральной Европе. Людовик Второй погиб, не оставив наследника, а его супруга как австрийская принцесса не могла претендовать на корону. В период, когда требовалось сплочение всех сил для борьбы против турецкого порабощения, часть магнатов и дворянства, собравшаяся в Фехерваре, избрала на венгерский престол одного из крупнейших венгерских помещиков - трансильванского воеводу Яноша Запольяи (1526 - 1540). Другая же часть крупных земельных собственников провозгласила в Братиславе королем Венгрии - брата императора Карла Пятого -  австрийского эрцгерцога Фердинанда Габсбурга (1526 - 1564). Ему помогала вдова Людовика, родная сестра эрцгерцога - королева Мария. Большая часть Словакии была занята войсками Фердинанда. Турки охотно вмешивались в распри между королями, в споре они приняли сторону Запольяи, но помощь, оказанная ими, была корыстна. В 1529 году они заняли почти всю собственно венгерскую территорию, опустошили Австрию вплоть до Линца, захватив ряд словацких областей, оставив Запольяи один королевский титул. И только в 1538 году Фердинанд и Запольяи заключили мир в Вараде, признавая власть каждого на занятой территории, но с условием, что после смерти Запольяи корона переходит к его сопернику. Таким образом закрепился просуществовавший более 150 лет раздел Венгерского государства на три части. Западная и северо-западная части, состоявшие главным образом из словацких комитатов, а также Хорватия и Славония вошли в состав многонационального государства Габсбургов. На востоке возникло Трансильванское княжество - вассал Турции. Большинство собственно венгерских земель и небольшая область Словакии присоединились к Османской империи. В начале 50-х годов после крупных неудач габсбургских войск турки создали в южной части Словакии два санджака - Сечанский и Филяковский. На длительное время Словакия стала ареной военных действий между монархией Габсбургов, Османской империей и Трансильванским княжеством.Начинается период масштабной миграции - на территорию словацких комитатов бежали многочисленные венгерские дворяне, лишившись своих наследственных владений. Здесь скопилось такое их количество, что в некоторых районах на пять жителей приходился один дворянин. Подобные процессы способствовали политике мадьяризации, которая становится более ощутимой. С 1536 года в связи с оккупацией части венгерских земель столицей Венгрии становится Братислава - здесь находились центральные органы власти и на протяжении трех веков короновали королей, символы власти которых хранились в соборе Святого Микулаша. До 1848 году в Братиславе заседал сословный сейм. Архиепископство из Эстергома, занятого турками, переместилось в Трнаву - крупным центром на востоке королевства становится Кошице.

Не обошли Словакию и события Тридцатилетней войны (1618- 1648), с ее началом трансильванский князь Габор Бетлен (1613 - 1629), воспользовавшись благоприятной обстановкой, предпринял поход против Габсбургов. Одержав ряд побед над императорскими войсками, он занял большую часть Словакии. Венгерские дворяне избрали его на сейме в Бистрице королем, продолжая политику своего предшественника, Дьердь Ракоци Первый (1630 -1648) в союзе со Швецией и Францией объявил войну Фердинанду Третьему. Местное население, неоднократно испытывавшее на себе насилие со стороны имперских войск, поддерживало борьбу против Габсбургов. Линцкий мир 1645 года ознаменовал компромисс. Фердинанд Третий в качестве венгерского короля передал Ракоци в пожизненное пользование ряд комитатов, в том числе на территории Словакии, и согласился на свободу вероисповедания для протестантов.Новые разрушения принесли населению австро-турецкие вой¬ны (1660- 1664 годов и 1683- 1699 годов), когда отдельные районы временно попали под власть султана, тысячи жителей были угнаны в рабство, а территория страны подверглась новым разрушениям, усугублявшимся голодом и массовыми болезнями. В 1710-1712 годах по Словакии прошла эпидемия холеры, унесшая около 10 % населения - в целом на протяжении 17 века и начала 18 века многие районы обезлюдели, общая численность населения составляла около 700 000 человек.Территория словацких комитатов стала исходной базой антигабсбургской войны 1703 - 1711 годов под руководством трансильванского князя Ференца Второго Ракоци - основу его армии составили крестьяне разных национальностей, которым он обещал освобождение от крепостной зависимости. В горах Северной и Средней Словакии под руководством участника войн Ракоци народного героя Юрая Яносика началось повстанческое (збойницкое) движение против
венгерских феодалов и императорских войск. Народная борьба продолжалась с 1711 по 1713 года, когда Яносик был взят в плен и зверски замучен.По мирному договору с Османской империей (1699 года) под власть Габсбургов перешла вся территория Венгерского королевства, включая Трансильванию. Теперь Вена рассматривала Венгерское королевство в качестве одной из провинций, проводя политику контрреформации и централизации. Словацкий народ, лишенный административного единства коренной территории, ни в какой форме правами сословного представительства не пользовался. Ведение военных действий стимулировало развитие промышленности - первые мануфактуры появились при Ференце Втором Ракоци в начале 18 века в Банска-Бистрице, Кошице и Нова-Бане. Как и аналогичные ремесленные мастерские, они были заняты изготовлением оружия и боеприпасов. Дальнейшее развитие мануфактурного производства наметилось в 30 -40-х годах 18 века, когда будущий император Священной Римской империи Франц Лотарингский (1708 - 1765) организовал мануфактуры по производству ситца в Шаштине (1736 года) и майолики в Голичи (1743 года). Несколько текстильных мануфактур возникло после окончания Семилетней войны (1756- 1763). В 1763 году в городе Банска-Штьявница была основана "АКАДЕМИЯ ГОРНОГО и ЛЕСНОГО ДЕЛА" - первое в мире высшее учебное заведение по подготовке специалистов в области горного промысла, металлургии и лесоводства.

          

         Традиционный быт словаков

Традиционное занятие словаков - сельское хозяйство. В горных районах это пастбищное отгонное скотоводство (крупный рогатый скот, овцы), в низменных - земледелие (зерновые, виноград, садоводство). Традиционные ремесла - изготовление изделий из кожи, деревянной утвари, плетение, вышивка, производство кружев, набивных тканей. В крупнейших керамических мастерских городов Модра и Поздишовце производят фаянс и керамику в традиционном стиле.Традиционные поселения в Южной Словакии рядовой и уличной планировки. В горных районах преобладают небольшие поселения и хутора. Встречаются и поселения, тянущиеся цепочкой на несколько километров. Жилища состоят из трех помещений - хижи (изба), питвора (сени), коморы (кладовая). В горных районах преобладают деревянные срубные постройки, на равнинах - глинобитные и саманные (сырцовый кирпич с добавлением резаной соломы, мякины и др.), стены которых окрашены в светлые тона, на юго-западе расписанные ярким орнаментом. Дома обращены фасадом к улице, жилые и хозяйственные помещения расположены под общей крышей. Национальная одежда словаков имеет около 60 вариантов - наиболее распространенный женский костюм состоит из длинной нательной рубахи, короткой, собранной у ворота блузки; переднего и заднего фартука (позднее юбки и передника) - другой распространенный вид костюма - длинная рубаха, юбка, передник, безрукавка; мужская одежда - штаны (узкие или широкие, суконные, полотняные, расшитые шнуром); рубаха, меховые и суконные жилеты. На шляпе холостые мужчины носят перья и длинные ленты. Обязательная принадлежность костюма горца - очень широкий кожаный пояс с латунными пряжками.

             

                    ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ

В семейном быту до недавнего времени сохранялись патриархальные черты. До середины 20 века существовали сложные отцовские, или братские, семьи - глава семьи (газда), чаще всего отец взрослых сыновей, пользовался непререкаемой властью - он мог лишить наследства (или приданого) любого из детей. Домашними делами ведала газдыня - старшая в семье женщина, распределявшая работу между невестками. Положение женщины в семье (за исключением горных областей Словакии, где мужчины, как правило, были заняты отходничеством) не было равноправным - она даже ела стоя, прислуживая сидящим за столом мужчинам. В системе родственных отношений важное место занимало кумовство - "кмотровство", равноценное ближнему родству по крови. Крестные родители участвовали в воспитании крестников и играли важную роль в жизни семьи и во всех семейных обрядах, среди которых самый торжественный - свадьба. Ранее она праздновалась всеми родственниками и соседями целую неделю - утром в день свадьбы крестная мать невесты и ее родственницы несли подарки для жениха - рубаху, в которой он должен был венчаться; перо на шляпу; стакан меда и полотенце. Одеваясь, жених не должен был туго стягивать пояс, иначе у его будущей жены якобы могли быть трудные роды.Невесту в ее доме одевали в свадебный наряд. Крестная мать строго следила за тем, чтобы она была защищена от порчи и злых сил: нижняя юбка должна быть одета наизнанку, каждая часть одежды слегка смазана медом, за пазухой спрятаны обереги - узелок с петрушкой, хлебом, чесноком. В протестантских районах, где рождение детей ограничивалось, невеста тайно от всех бросала замок в колодец или закапывала в землю снятый с рукояти топор. Верили, что до тех пор, пока эти железные предметы находились в воде и земле, молодая оставалась бездетной. Крестная мать невесты наряжала свадебное дерево - елочку или зеленую ветку - на нее вешали бумажные цветные ленты, флажки, крендельки и многое другое. Дерево носили дружки во время свадебной процессии или ставили его в повозку, в которой перевозили невесту с приданым.Характерными были связанные с семейными и календарными обрядами - театральные представления. Молодежь в масках устраивала танцы и игры. Одним из самых больших календарных праздников остается Рождество. Его отмечают в семейном кругу, наряжают РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ДЕРЕВО (ранее это мог быть и сноп), дарят подарки. Распространены новогодние обходы "полазников" с пожеланиями счастья и добра, имевшие когда-то магические функции. Масленица, особенно ее последние три дня, праздновалась всей деревней - руководила ею молодежь и ее выборные старосты. Ряженые (в медведя, переодетые женщинами - парни) колядовали, получая дары. Вечером в трактире устраивалось угощение с танцами. Сопровождался маскарадом и праздник окончания уборки урожая - "дожинок".

                

                  СЛОВАЦКАЯ КУХНЯ

Словацкая кухня основывается на национальной традиции, для которой характерно употребление блюд из картофеля и капусты, молочных продуктов, мяса и каши. Про последнюю словаки еще в начале 20 века говорили "каша - мати наша". В плодородных равнинах и долинах важную роль играла кукуруза - ее ели печеную, вареную, с медом и маком, в виде хлеба и каши. Из супов это в первую очередь те, что "погуще", с мучной заправкой на сметане и жире. Наиболее распространенными были - капустный, картофельный, фасолевый, грибной и чечевичный супы. Свою традицию имеет приготовление дичи и рыбы - в качестве фирменного блюда и сейчас предлагаются гусиные годы (пиршества) с локшами (картофельными лепешками). Любят словаки галушки из муки и картофеля, которые после варки перемешиваются по вкусу с брынзой, творогом, тушеной капустой или яйцами. В качестве сладкого употребляют вареники с творогом, фруктами или джемом, посыпанные маком, орехами и политые растопленным маслом. Особой популярностью пользуются молочные продукты, например брынза, приготовленная из овечьего комкового сыра, оштепки (копченый овечий сыр) и пареницы. Целым искусством является приготовление "zíncica" (жинчица) из душистого несоленого овечьего сыра и овечьего молока. Чугунный котелок ставится на открытый огонь до тех пор, пока молоко не закипит. Наружный слой сыра может треснуть и жидкость вырывается наружу - жинчица готова. Свернувшееся молоко сливается, а оставшаяся масса охлаждается и подается на стол.

КНЕДЛИКИ С ПЕЧЕНКОЙ. Хлеб порезать кубиками. Печень, шпик, лук и зелень пропустить через мясорубку и смешать с хлебом. В молоке развести муку, яйцо, вылить смесь на хлебную массу. Оставить на 20 минут. Затем по желанию приправить зеленью, перцем, лимонной цедрой, добавить соль. Вылепить из этой массы клецки, обвалять их в муке и опустить в подсоленную воду. Варить на слабом огне в течение 10-15 минут.
(400 г белого хлеба, 250 - 300 г печени, 50 г шпика, 1 луковица, цедра лимона, соль, 1/4 ст. молока, 1 яйцо).
СЛАДКИЕ РОГАЛИКИ С ОРЕХАМИ. Дрожжевое тесто раскатать в не слишком тонкий пласт. Нарезать из теста треугольники и смазать их маслом. Растертые орехи слегка поджарить и смешать с сахаром. Добавить ванили и немного воды, чтобы получилась пластичная масса. Треугольники из теста намазать этой смесью и скатать в рогалик. Дать рогаликам подсохнуть и выпекать в смазанной жиром форме в жаркой духовке 20 минут. Теплые рогалики смазать лимонной глазурью.
(300 г муки, 10 г дрожжей, 8 ст. ложек молока, щепотка соли, 90 г сахара, 1 яйцо, 55 г сливочного масла, 125 г очищенных орехов, 1/2 пакета ванильного сахара).
"Нех са пачи!" - это восклицание можно услышать повсюду, в любой деревне, гостинице или в трактире, когда заказываешь стаканчик словацкого вина. Оно означает "Чего изволите, пожалуйста!" - Что же вы можете выбрать?
САЛАТЫ - в основном готовятся из памидоров и огурцов в летний сезон, зимой добавляется маринованная капуста. ГОРЯЧИЕ БЛЮДА - традиционная капустница; медленно готовящийся суп из кислой капусты и копченого мяса, часто приправляемый сметаной; густой бобовый суп с колбасой.  ДЕСЕРТ - палачинки (блинчики) с шоколадом, джемом и политые сметаной или сливками; струдла  - яблочный пирог; фруктовый торт, покрытый желе.  Десерты, сладости и легкую закуску можно купить в цукарнях.

Для более плотной существенной еды можно заглянуть в лахудки (кафе), где предлагаются разнообразные салаты, заправленные майонезом, сэндвичи, жареный цыпленок, колбаса, горячий сыр. Повсюду продают мороженое, пончики, посыпанные чесноком или сыром. Кофе подают в любой кофейне - традиционным является крепкий турецкий кофе. Можно заказать кофе эспрессо с молоком или без, капуччино, венский кофе со сливками и горячий шоколад. Чай может быть самым разнообразным - черный, фруктовый, с лимоном, с молоком травяным,лечебным...  Без сомнения, в дорогих ресторанах вам предложат самое разнообразное меню, где могут быть представлены кухни любой страны - выбирайте...  Алкогольные напитки... - хороший стол украшает вино. Восточная Словакия специализируется на производстве токайского вина. Виноградники в окрестностях Братиславы дают урожай для легкого столового белого и красного вина. Словакия производит много марок высококачественного пива. Среди алкогольных напитков вы найдете паленку - водку, которую гонят либо из слив (сливовица), либо из можжевельника (боровичка). В некоторых районах водка сдабривается лекарственными растениями, что придает ей специфический привкус и аромат. Любители вина пользуются услугами винарен. Несмотря на то, что "словацкое" пиво не пользуется репутацией чешского, в местных заведениях - пиварнях можно попробовать прекрасное пиво: словаки предпочитают  - "Томимый жаждой монах" и   "Золотой фазан" - великолепно приготовленное пиво. Словакия располагает богатым выбором гастрономических точек и учреждений - от фешенебельных ресторанов до разных закусочных и уютных винных погребков и пивных, где кроме вина и пива вы найдете богатый выбор словацких фирменных блюд. Типичными словацкими заведениями являются колыбы и шалаши, обставленные в традиционном национальном стиле, где заказанную еду приготовят непосредственно у вас на глазах под звуки народной музыки.

Климат Словакии
- умеренный континентальный, с ярко выраженной высотной зональностью. Средние температуры июля +19..+21°C на равнинах и +8..+12°C в горах; январь +1..+4°C на равнинах и до -10°C в горных районах. Май, июнь и сентябрь — самые подходящие для посещения страны месяцы.
 












































 
Города
БРАТИСЛАВА
ЗАПАДНАЯ СЛОВАКИЯ
КУЛЬТУРА СЛОВАЦКИХ ЗЕМЕЛЬ
ЦЕНТРАЛЬНАЯ СЛОВАКИЯ
ВОСТОЧНАЯ СЛОВАКИЯ
ГОРНОЛЫЖНЫЕ КУРОРТЫ СЛОВАКИИ
АКВАПАРКИ СЛОВАКИИ
Туры



ПУИР © 2009