SiteHeart
г. Кодыма
Тел.:
+38(048) 672-66-07
+38 067 185-05-28
 
   
Тур Дни Даты Стоимость
0 уточните у оператора
0 уточните у оператора
0 уточните у оператора
0 уточните у оператора
0 уточните у оператора
0 уточните у оператора
0 уточните у оператора
0 уточните у оператора
 





































  Паломничество
               
                  ПАЛОМНИЧЕСТВО

Паломничество - от латинского Palma - путешествие к Святой Земле и другим географическим местностям, имеющим особое значение для христианской веры с целью поклонения и молитвы, хождение верующих к святым местам на поклонение. Обычай основывается на стремлении верующих поклониться местам и святыням, связанных с Господом Иисусом Христом, апостолами, Пресвятой Богородицей, помолиться перед чудотворными иконами, окунуться в священные воды реки Иордан и святые источники. Само слово возникло от слова "Палома" - пальмовая ветвь, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа. Богомольца, совершающего путешествие к святым местам, называют паломником. В других религиях имеются аналогичные обычаи: Хадж - посещение мусульманами Мекки, Кербулу и Неджеф (Ирак) и совершение там предписанных ритуалов. Кора - ритуальный обход вокруг какой-либо святыни в религиях Индии, Непала и Тибета. У ламаистов - посещение Лхасы (Китай). У индусов - посещение Илахабада и Варанаси (Бенарес, Индия). У буддистов и синтоистов - посещение Нара (Япония). Все мировые религии, за исключением буддизма, происходят из относительно небольшого уголка планеты, расположенного между пустынными берегами Средиземного, Красного и Каспийского морей. Отсюда выходят: Христианство, ислам, иудаизм и ныне почти исчезнувший зороастризм. Паломничество - сколько заложено смысла в этом поистине удивительном слове. Сколько содержит оно в себе возвышенных переживаний, связанных с посещениями святых мест. Звучит оно через века лейтмотивом в описаниях первых паломнических путешествий. Каждый паломник, принявший на себя подвиг благочестивого странствия, мечтал посетить Киевские святыни. В Киев шли пешком тысячи верст, например, из Перми или Архангельска. При этом православные путешественники вместо того, чтобы ехать на экипаже, избирали все тот же древний способ передвижения — пеший. Нередко и пассажиры поездов видели из окон вагонов цепочки богомольцев, тянувшихся в Киев вдоль полотна железной дороги.
Киев манил к себе усталых богомольцев своими многочисленными храмами и обителями, в которых хранились великие святыни: нетленные мощи, чудотворные иконы. Обилие благодати изливалось в его соборах, поэтому и именовался Киев в народе "Русской Палестиной". Не можешь пойти в Палестину, есть своя — говорили паломники между собой. Пойди в Киев и поклонись тамошнему сонму подвижников Киево-Печерских. Не знаешь дороги - не смущайся, язык до Киева доведет. В восемнадцатом, девятнадцатом и начале двадцатого веков - Киев занимал главенствующее место среди всех иных центров православного паломничества огромной Российской империи.
Партии богомольцев ходили в Троице-Сергиеву Лавру, Ростов и Углич, Кирилло-Белозерский монастырь, достигали Соловецкого, Валаамского и Коневецкого монастырей на Севере, а на Юге поклонялись чудотворным иконам и мощам в Задонске, Мгаре, Белгороде, Почаеве и Каплунове под Ахтырой. Известно, что от постоянной ходьбы у них распухали ступни ног, покрываясь волдырями. Нередко начинающие богомольцы не доходили, а доползали до мест ночлега. В переполненных парусных судах, направляющихся на богомолье в Соловецкий монастырь, подвергались они страшным мучениям. В условиях штиля плавание на веслах могло продолжаться неделю и дольше. Зимой игумен Валаамского монастыря Дамаскин отправлял монахов встречать усталых паломников на Ладогу. "Нередко почти без обуви, в самом рубище, в суровую зиму..., бедняки пускаются по озеру в монастырь, и случается часто находят этих несчастных замершими за несколько верст от обители". Что двигало этими людьми? Какими чувствами духовного восторга наполнялись сердца богомольцев, что, оставляя все блага мира, отдавались странствованию от монастыря к монастырю. Нередко оставались в них на жительство, принимая монашество. И вряд ли ими двигало желание пожить несколько дней на монастырском подворье и получить подаяние на дорогу. Для смиренной души русского простолюдина, измученной трудом и горем, а главное, всегдашнею несправедливостью и всегдашним грехом, как своим, так и мировым, нет сильнее потребности и утешения, как обрести святыню или святого, пасть пред ним и поклониться ему. Если у нас грех, неправда и искушение, то всё равно есть на земле там-то, где-то наш единственный Святой и Высший, наш Владыка - у того зато правда, тот зато знает правду; значит, не умирает она на земле, а, стало быть, когда-нибудь и к нам перейдет и воцарится по всей земле, как обещано. Ими двигало желание лицезреть святыни, приложиться к ним и пережить неповторимое, сверхъестественное чудо. Под мудрым старческим руководством соизмерить себя с бесконечностью и измениться к лучшему.

            


          ИСТОРИЯ  ПАЛОМНИЧЕСТВА
Хождение верующих к святым местам на поклонение известно ещё с глубокой древности. Центрами паломничества в древности были храмы Амона в египетских Фивах, Осириса в Абидосе, Аполлона в Дельфах и других странах. У христиан паломничество началось с четвертого века в Палестину, где совершались божественные деяния Спасителя. Святитель Григорий Богослов осуждает чрезмерное увлечение паломничеством, считая, что паломники часто совершают путешествия из праздного любопытства, впадают в неприличные истории и искушения. Многими православными считается, что в любом храме можно причаститься Тела и Крови Христовых - самой Высшей святыни, а деньги, собранные для паломничества, лучше раздать нищим. Среди православных монахов приветствовалось затворничество - от соблазнов мира, а паломничество и крестные ходы допускалость для укрепления и коллективной сплочённости, ещё неокрепших в вере членов Церкви. В средние века наряду с Палестиной паломничество стало предприниматься: у православных — в Константинополь, на гору Афон (Греция), у католиков — в Рим и Лорето (Италия), в Лурд (Франция). Западная церковь различала: великое паломничество (peregrinationes primariae): путешествия к Святому Гробу Господнему (Палестина), в Рим (Limina apostolorum), Компостелу и Лорето, а также малое паломничество (peregrinationes secundariae): посещение местных отечественных святынь. В конце пятнадцатого века для совершения паломничества требовалось предварительное разрешение духовных властей, которое давалось под условием платежа пошлины в пользу Папы. Пунктом отправления служила Венеция (впоследствии — и Марсель), где паломники запасались путеводителем, отпускали бороду и облачались в паломническую одежду — калиги, коричневый или серый плащ, греческую шляпу с весьма широкими полями, обыкновенно украшенную раковинами; клюка, сума и бутылка (выдолбленная тыква) дополняли паломнический наряд. К плащу и шляпе паломники прикрепляли красный крест. В Венеции паломник заключал контракт с судохозяином (патрон), который обязывался не только перевезти его в Святую Землю и обратно, но и сопровождать его в странствиях по святым местам, доставлять ему во время всего пути пищу и защиту, платить за него подати мусульманским властям и многое другое. Постепенно стали допускаться дальнейшие смягчения: знатный господин мог послать вместо себя слугу или наёмника. Образовались даже светские цехи профессиональных наёмных паломников - в Германии называемых Sonnweger, которые вскоре сильно размножились, так как этот своеобразный промысел оказался весьма прибыльным. В шестнадцатом веке паломник мог быть направлен от целой общины за её счёт. С 1881 г. во Франции стали ежегодно организовывать паломнический караван в Святую Землю, придавая ему характер приношения покаяния за преступления республиканского правительства против церкви; в состав такого каравана, численность которого нередко доходила до трехсот-четырехсот человек, входили лица белого духовенства и зажиточные люди ультрамонтанского настроения. С конца восемнадцатого века такие же немецкие караваны устраиваются францисканцами в Вене и Мюнхене. В России паломничества в Святую Землю начались уже в первые времена русского христианства. Трудность и опасность пути заставляла паломников собираться в "дружины". Совершая свой путь, главным образом, через Константинополь, древнерусские паломники заимствовали у западных пилигримов костюм. К двеннадцатому веку страсть к паломничеству до того распространилась, что церковная власть находила нужным сдерживать не в меру ревностных богослужителей. С половины пятнадцатого века в российском паломничестве совершается как бы перелом. Уже прежние "паломники" полны жалоб и негодования на притеснения "срацын" и "злых арапов", а взятие Константинополя турками окончательно предало христианские святыни Востока в руки неверных. Хождения в Святую Землю возобновляются лишь во второй половине шестнадцатого века. Но чаще это, так сказать, "официальные паломничества", совершаемые людьми, которых посылало московское правительство на Восток с поручениями и милостыней. А с восемнадцатого века начинает преобладать новое, более сознательное и критическое отношение к Востоку. Продолжительные войны с Турцией во времена царствования Екатерины Второй - вторая половина восемнадцатого века,  мало благоприятствовало паломничеству русских людей на Восток. Однако в девятнадцатом веке удобства и безопасность путей сообщения привели к сильному его росту в Святую Землю. Немаловажную роль, конечно же, в этом сыграло учреждение в 1847 году в Иерусалиме Русской Духовной миссии.


РУССКИЙ ГОРНЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ ИЗРАИЛЯ
Великую радость испытывают те, кого Господь сподобляет увидеть святой град Иерусалим, поклониться Гробу Господню, побывать в Гефсимании... С особым благоговением паломники посещают Горнюю, евангельский град Иудов,  - родину Иоанна Крестителя и место встречи Пресвятой Девы с праведной Елисаветой. Сюда из Назарета Галилейского после архангельского благовестия по горным тропинкам через ущелья, малозаселенные негостеприимные долины пришла Пречистая Дева, чтобы открыть самой близкой по родству и сердечному расположению праведной Елисавете небесную тайну. Кроме того, и слова Архангела о зачатии праведной Елисаветой младенца были для Девы Марии сильным побуждением увидеться с родственницей и приветствовать ее как взыскавшую особенную милость Божию. Пресвятая Дева Мария спешит к Елисавете... "Воставши же Мариам во дни тыя, иде в Горняя со тщанием, во град Иудов, и вниде в дом Захарии, и целова Елисавет. И бысть яко услыша Елисавет целование Мариино, взыгрался младенец во чреве ея: и исполнися Духа Свята Елисавет, и возопи гласом велиим и рече: благославена Ты в женах, благославен Плод чрева Твоего. И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне... И рече Мариам: величит душа Моя Господа, возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на смирение Своея: се бо отныне ублажат Мя вси роди... Пребысть же Мариам с нею яко три месяцы и возвратися в дом Свой". Название Горняя указывает на то, что местожительство праведных Захарии и Елисаветы лежало в горной части Иудеи (южная часть Палестины). Именно на месте дома праведных Захарии и Елисаветы ныне находится русский Горненский женский монастырь. Раньше это была арабская деревня Айн-Карем, что по-арабски означает "источник в винограднике". При архимандрите Антонине (Капустине), стоявшем во главе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме тридцать лет, Айн-Каремский холм, место встречи Пресвятой Девы с праведной Елисаветой, одно из драгоценнейших евангельских мест, стало русским, окрестилось милым русскому человеку именем Горняя. К этому владению архимандрит Антонин постепенно прикупил ряд соседних участков. Таким образом, в 1871 году Горняя стала русской землей - здесь была плантация оливковых деревьев с двумя домами, в которых устроили приют для паломников. Первой поселянкой была инокиня Павла, известная благочестивой жизнью и строгим подвижничеством. Со временем в Горней стали селиться и другие инокини. Каждой нарезался участок земли для постройки на нем домика и необходимого при нем садика, плоды которого шли на пропитание тружениц. Насельницы по своему вкусу и желанию строили и украшали кельи. Эта индивидуальность при застройке обширной территории, расположенной на склоне холма, дала Горней исключительно привлекательный, простой и жизнерадостный колорит. Со временем архимандритом Антонином была устроена община, которая приняла некоторые правила иноческой жизни. Перед Первой мировой войной монастырь получил разрешение иметь старшую сестру с правом ношения наперсного креста, а с 1924 года старшая сестра стала называться угуменией. На собранные пожертвования архимандрит Антонин построил в Горней церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери - в византийском стиле, с куполом - и отдельно от нее, на вершине горы, высокую каменную колокольню. В этом храме как величайшая святыня хранится часть камня, на котором святой Иоанн Предтеча сказал свою первую проповедь. В 1910 году на верхнем склоне горы было начато строительство большого собора, остановленное Первой мировой войной - стены храма, подведенные под крышу, и сейчас возвышаются над Горней. Недавно Святейшим Патриахом Алексием Вторым было принято решение достроить Троицкий собор. В конце девятнадцатого века в колонии русских поселянок было около ста пятидесяти сестер, а во время первой мировой войны по требованию турецких властей Русская Духовная Миссия и часть сестер выехали в Александрию и вернулись только после войны. В 1955 году на послушание в Горненский монастырь прибыла большая группа монахинь из России, и с этого времени обитель периодически пополняет свой состав новыми насельницами. 

У Горненских сестер особая миссия - молитвенное предстательство у святых мест, особенно у самой великой святыни, Гроба Господня, за Русскую Церковь, землю Русскую, русский народ. Сейчас в монастыре около шестидесяти сестер, живут они по-прежнему в отдельных домиках-кельях, окруженных кипарисовыми, масличными и миндальными деревьями. Собираются сестры на молитву в храм, где ежедневно совершаются богослужения. Каждая сестра кроме молитвенного правила имеет свое послушание: в ризнице, иконописной, трапезной, швейной мастерской, библиотеке, свечной. А вот сбор маслин в монастырском саду - общее дело. В последние годы значительно выросло число русских паломников в Святую Землю... многих принимает монастырь в своих гостиницах, такие группы соровождаются сестрами монастыря и Миссии. Руководит монастырской жизнью игумения Геогия (Щукина), она стала восьмой настоятельницей Горненской обители в 1991 году. Горненские сестры несут также послушание в Русской Духовной Миссии, в относящемся к ней Троицком соборе, а также на участках земли, принадлежащих Русской Православной Церкви: в монастыре святого апостола петра в Яффе, где находится гробница праведной Тавифы; на участке земли с храмом пророка Илии в Хайфе, на горе Кармил; на участке в Тверии с храмом святой равноапостольной Марии Магдалины на берегу Галилейского озера. В воспоминание встречи Пречистой Девы Марии с праведной Елисаветой в Горненской обители установлен праздник Целования, совершаемый обычно 30 марта, на пятый день после Благовещения. Накануне праздника из Троицкого собора Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в Горненскую обитель переносится икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Встреча иконы сестрами монастыря происходит у источника Божией Матери, в ней участвуют представители Иерусалимского Патриархата и многочисленные паломники всех стран мира. От источника по дороге, украшенной цветами, крестный ход с иконой направляется в Казанский храм. Икону ставят на игуменское место, украшают голубым одеянием наподобие монашеской мантии, укрепляя у основания игуменским жезлом. Икона остается в Горней на три месяца - в память трехмесячного пребывания Пресвятой Девы Марии у праведных Захарии и Елисаветы. В этот период Игуменией монастыря становится Сама Пресвятая Богородица. Сестры берут благославение сначала у Царицы Небесной, а потом уже у настоятельницы. В праздник Рождества Иоанна Предтечи (Крестителя) 24 июня икону торжественно провожают в Троицкий собор Миссии. С необыкновенным чувством покидаешь Иерусалим... Святая Земля, сохранившая память о великих событиях, как бы открывается тебе. В Горненской обители - удивительный покой, и только слышен шум деревьев, непрестанно прославляющих Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим.
                                  
Адрес обители: Gorniy Convent P.O Box 1699,Jerusalem,Israel. тел.9722.641.28.87 

Тропарь праздника Целования: Дево Безневестная, и Мати Всечистая, приемши от Архангела Благовещение, со тщанием востекла еси в Горняя, и целовавши южику Твою всечестную Елисавет, Материю Господа от сея наречена была еси, и возвеличила возвеличившаго Тя Господа. Благославена Ты в женах, и благославен плод чрева Твоего! 
Кондак праздника Целования: Воистину блажена еси Святая Дево Марие, и всякие хвалы превосходящая: яко из Тебе возсия Солнце правды, Христос Бог наш!  



     Женщин впервые пустили на Святой Афон в Греции
Женщины впервые за многие столетия могут получить доступ к одной из святынь Афона, монашеского государства на севере Греции. По сообщению греческого Агентства церковных новостей, местные власти постановили разрешить доступ в монастырь Зигу - древнейшую афонскую обитель - всем желающим, в том числе женщинам. Данное решение не означает, что будет отменен аватон - особый режим доступа на полуостров Афон, который строго запрещает вход женщинам и даже самкам животных. Считается, что этот запрет соблюдается в монашеской республике на протяжении более чем тысячи лет. Несколько лет назад греческие власти негативно отреагировали на резолюцию Европарламента, призывавшую разрешить женщинам посещать Афон в рамках соблюдения равенства между полами, передает РИА "Новости", однако монастырь Зигу может стать исключением из правил, поскольку находится примерно в сорока метрах вне официальной границы Афона, которую запрещено переступать женщинам. Монастырь расположен примерно в двух километрах от города Урануполиса, откуда начинают путь на Афон паломники, и легко доступен для посещения. Византийский монастырь Зигу, один из старейших на Афоне, впервые упоминается в хрониках 942 годом нашей эры. Монастырь продолжал свое существование до конца двеннадцатого века, но до наших дней дошли крепостные стены монастыря с одиннадцатью башнями, а также развалины собора, построенного в начале одинадцатого века. В настоящее время в монастыре идут обширные раскопки, которые проводит министерство культуры Греции. Самым известным в истории насельником монастыря Зигу был преподобный Афанасий Афонит, который в середине десятого века основал и самый известный сейчас монастырь Афона - Великую Лавру.

               


                   ХРИСТИАНСТВО
Наиболее распространенной из мировых религий является христианство, последователями которого считаются около двух миллиардов человек. Наиболее прочные позиции христианство сохраняет в странах Европы, Америки и Австралии. Христианство появилось в начале нашей эры как развитие библейской мудрости. Библия учит понимать и осуществлять смысл жизни. Библейское мышление придает решающее значение вопросу жизни и смерти, концу Света эсхатологии. Иисус Христос проповедовал идеи братства, трудолюбия, нестяжательства и миролюбия. Было осуждено служение богатству и провозглашено превосходство духовных ценностей над материальными. В христианстве был принят взгляд о "Нераздельном и Неразлучном" соединении в Иисусе Христе двух естеств - "Божественного и Человеческого". Сторонники одной природы Иисуса Христа стали называться монофизистами. Приверженцы монофизизма составляют определенную долю среди современных православных христиан. В 1054 году произошел раскол христианской церкви на восточную - православную, с центром в Константинополе - ныне Стамбул, и западную - католическую, с центром в Ватикане. Это разделение проходит через всю мировую историю. Православие утвердилось в основном среди народов Восточной Европы и Ближнего Востока. Наибольшее число приверженцев православия - русские, украинцы, белорусы, греки, румыны, сербы, македонцы, молдаване, а  также грузины, карелы, коми, народы Поволжья  - марийцы, мордва, удмурты, чуваши. Также православие существует в США, Канаде, ряде стран Западной Европы. В истории русского православия произошел трагический раскол, приведший к появлению "старообрядчества". Истоки раскола восходят еще к годам принятия христианства Русью.В те времена в Византии господствовали два близких друг к другу устава,по которым осуществлялся обряд богослужения. На востоке Византии наиболее распространенным был устав Иерусалимский, а на западе преобладал Студийский (Костантинопольский) устав. Последний стал основой русского устава, в то время как в Византии преобладающим все более становится устав Иерусалимский Святого Саввы. Время от времени в Иерусалимский устав вносились те или иные нововведения, так что он стал именоваться новогреческим. Русская церковь до середины семнадцатого века вела обряд по архаичному Студийскому уставу с двуперстным крещением, сохраняя православие в высшей чистоте. Многие православные народы смотрели на Москву как на духовный центр. За пределами Русского государства, в том числе на Украине, церковные обряды осуществлялись по новогреческому образцу. С воссоединением Украины и России в 1654 году, Киев начинает оказывать огромное влияние на духовную жизнь Москвы. Под его воздействием, Москва начинает отворачиваться от старины, принимает новый образ жизни, более угодный Киеву. Патриархом Никоном вводятся новые чины и обряды. Иконы обновляются по киевским и львовским образцам. Патриарх производит редакцию церковнославянских богослужебных книг по новогреческим изданиям итальянской печати. В результате "никоновских" реформ в канон были введены шесть крупных нововведений. Двоеперстное крестное знамение заменено троеперстным, вместо "Исус" велено было писать и выговаривать "Иисус", во время проведения таинств обхождения храма было повелено делать против солнца. Введение неправославного почитания царя поставило его выше религиозного духовного владычества, это снизило роль церкви в государстве, низвело ее до положения Церковного приказа. Многие верующие восприняли "никоновские реформы" как глубокую трагедию, тайно исповедовали старую веру, шли за нее на муки, сжигали себя, уходили в леса, болота. Роковой 1666 год привел к катастрофическому расколу русского народа на принявших новый обряд и отвергнувших его. За последними сохранилось название "старообрядцы". 

                


                   КАТОЛИЦИЗМ
Католицизм является ветвью христианства, он распространен в Северной и Южной Америке. К католикам принадлежат: итальянцы, испанцы, португальцы, часть фрацузов, большая часть бельгийцев, часть австрийцев и немцев, поляки, литовцы, хорваты, словенцы, большая часть венгров, ирландцы. Крупным очагом католицизма в Азии являются Филиппины (влияние испанской колонизации). Много католиков в странах Африки, Австралии, Океании. Западная католическая церковь смело отбрасывала старые и придумывала новые обряды, стоящие ближе по духу к европейцам и их представлениям о мире как пространстве, взывающем к покорению. Были догматически обоснованы экспансионизм и обогощение церкви. Жестоко подавлялись выступления некатоликов и еретиков. Результатом явились непрерывные войны, массовые репрессии инквизиции и снижение авторитета католической церкви. В четырнадцатом и пятнадцатом веках в Европе возникли идеи гуманизма и возрождения, в ходе реформации в шестнадцатом веке от католицизма отделился, возникший в Германии протестантизм и сформировался в виде нескольких самостоятельных течений, важнейшими из которых стали: англиканство, лютеранство и кальвинизм. Из протестанских церквей образовались новые течения, носившие сектанский характер, их число в настоящее время превышает двести пятьдесят. Так, от англиканства отпачковался методизм, а к методизму тесно примыкает организованная на военный лад "Армия спасения". С кальвинизмом генетически связан баптизм. Из баптизма выделялись пятидесятнические секты, а также адвентизм, от которого отделилась секта свидетелей Иеговы. Особое место в протестанской среде занимают мармоны нехристианских исповеданий. Основатель протестантизма, католический монах Мартин Лютер, выступил с требованиями ограничения чрезмерной власти церкви и призывами к трудолюбию и бережливости. Вместе с тем он утверждал, что спасение человеческой души и избавление от грехов совершается самим Богом, а не делами человека. Кальвинистская реформация пошла еще дальше. По Кальвину, Бог предвечно избрал одних людей к спасению, а других к гибели, независимо от их воли. Со временем эти идеи обернулись ревизией христианских догматов.

                    


                         ИСЛАМ
Ислам - самая молодая мировая религия, ислам ведет свое летоисчисление с 622 года нашей эры, когда проррок Мухаммед со своими приверженцами переселился из Мекки в Медину и к нему стали примыкать бедуинские племена арабов. В учении Мухаммеда можно заметить следы христианства и иудейства. Ислам признает пророками Моисея и Иисуса Христа как предпоследнего пророка, но ставит их ниже Мухаммеда. Ислам требует совершения установленных молитв, уплаты определенной суммы на военные и благотворительные дела, поста в месяц Ромадан и паломничества в Мекку к священнной Каабе. В частной жизни Мухаммед запретил свинину, спиртные напитки и азартные игры. Войны исламом не отвергаются и даже поощряются, если они ведутся за веру, например, священная война джихад. Все основания и правила мусульманской религии соединены в Коране. Объяснения и толкования неясных мест Корана, сделанные Мухаммедом, были записаны его близкими людьми и мусульманскими богословами, и составили сборник преданий, известный под названием сунна. Позднее мусульмане, признавшие Коран и сунну, стали называться суннитами. Мусульмане, признавшие лишь один Коран, а из сунны лишь разделы, основанные на авторитете родственников пророка, получили название шиитов. Это деление существует и по настоящее время. Религиозная догматика легла в основу мусульманского права шариата - совокупности юридических и религиозных норм, основанных на Коране.

                  


                        БУДДИЗМ
Самой древней из мировых религий является буддизм, который возник в середине первого тысячелетия до нашей эры в Индии. После более чем пятнадцати веков господства в Индии, буддизм уступил место индуизму. Однако буддизм широко распространился по странам Юго-Восточной Азии,проник в Шри-Ланку, Китай, Корею, Японию, Тибет, Монголию. Число приверженцев буддизма оценивается приблизительно в пятьсот миллионов человек. В буддизме сохранены все социально-нравственные догматы индуизма, но ослаблены требования кастовости и аскетизма. Буддизм обращает большое внимание на текущую жизнь. В начале первого тысячелетия буддизм распался на две крупнейшие ветви. Первая из них - "тхеравада" или "хинаяна", - требует от верующих обязательного прохождения монашества. Ее приверженцы - тхеравадины - проживают в Мьянме, Лаосе, Камбодже и Таиланде, а также Шри-Ланке. Другая ветвь буддизма - "махаяна" - допускает, что спастись могут и миряне. Последователи махаяны сосредоточены в Китае (в том числе в Тибете), Японии, Корее, Непале. Некоторое число буддистов имеется в Пакистане, Индии, а также среди китайских и японских иммигрантов в Северной и Южной Америке.

                 


                       ИУДАИЗМ
К числу мировых религий иудаизм можно отнести с определенной долей условности. Это национальная религия евреев, возникшая в Палестине в первом веке до нашей эры. Большинство приверженцев сосредоточено в Израиле, США, странах Европы и России. Иудаизм сохранил идеи братства и взаимопомощи, из египетской религии принял идеи праведности и греховности, рая и ада. Новые догматы отвечали сплочению еврейских племен и повышению их воинственности. Источники вероучения этой религии - Ветхий Завет - признаваемый и более поздним христианством, и Талмуд - "коментарии" к ветхозаветным книгам.

     


          НАЦИОНАЛЬНЫЕ   РЕЛИГИИ
Наиболее распространенными национальными религиями являются религии Индии. Примечательна интровертность индийских религий, обращенность их к такому внутреннему душевному состоянию, которое открывает широкие возможности самосовершенствования, дает ощущение свободы, блаженства, смирения, самоотдачи, успокоения. Йог способен сжимать, свертывать феноменальный мир до непроявленной точки, полного совпадения мировой сущности и человеческой души. Современная религия - индуизм - представлят совокупность идей брахманизма, буддизма и других местных религий и культов, включая доарийские. Она охватывает все то, что называется индийским образом жизни, которому привержены несколько сотен миллионов человек, преимущественно в Индии. Религия Китая сложилась из нескольких частей, самыми ранними являются верования, связанные с земледелием. В них считалось, что нет ничего выше того, в чем находит покой и красоту деревенский человек. Около четырех тысяч лет назад прежние верования дополнились культом почитания великих предков - мудрецов и героев. Эти культы воплотились в "конфуцианстве", сформулированном философом Конфуцием, или Кун-цзы (551-479 года до нашей эры). Идеалом конфуцианства стал совершенный человек - скромный, бескорыстный, обладающий чувством собственного достоинства и любви к людям. Социальный порядок представляется в конфуцианстве таким, при котором каждый действует в интересах народа, представляемого большой семьей. Цель каждого конфуцианца - нравственное самоусовершенствование, почтительное уважение к старшим, почитание родителей и семейных традиций. В свое время в Китай проникли брахманизм и буддизм. На основе брахманизма почти одновременно с конфуцианством возникло учение даосизма. С даосизмом внутренне связан чань-буддизм, распространившийся в Японии под названием дзэн-буддизма. Вместе с даосизмом и конфуцианством, китайские религии сложились в миропонимание, главными чертами которого являются поклонение роду - предкам, потомкам, домашнему очагу, и поэтическое восприятие природы, стремление радоваться жизни и ее красоте.

            


                РЕЛИГИЯ   ЯПОНИИ
Примерно с пятого века нашей эры японцы познакомились с мудростью Индии и Китая, восприняли буддистско-даосское отношение к миру, которое не противоречило их исконной вере, синтоизму, вере в то, что все полно духов, богов, а потому заслуживает к себе благовейного отношения. Главной особенностью преображенного под китайским влиянием японского синтоизма стало то, что он, как и даосизм, не поучает добру и не разоблачает зло, ибо "спутанные в клубок нити счастья и бед не разделить". Искореняемое зло неизбежно пробьется такой бурной порослью, о какой и не подозревал мироустроитель. Родину японцы воспринимают как священное достояние нации, находящееся на временном попечении живущих для передачи потомкам. Приверженцами синтоизма являются несколько миллионов японцев.

                  


                    ЗОРОАСТРИЗМ
Зороастризм распространен преимущественно в Индии (парсы), в Иране и Пакистане (гебры). Кроме основных религий в мире существуют десятки местных традиционных верований, главным образом в форме фитишизма, анимизма и шаманизма. Особенно их много в Африке, прежде всего в Гвинее-Бисау, Сьерра-Леоне, Либерии, Буркина-Фасо, Того, Бенине. В Азии последователи племенных культов преобладают только в Восточном Тиморе, но распространены также на островах западной части Океании и среди народностей Севера России (шаманизм).



 
ПУИР © 2009